Деньги на ринге: можно ли зарабатывать на боксе в России
Торги за право провести бой между украинцем Владимиром Кличко и россиянином Александром Поветкиным проходили в мае 2013 года в Панаме — их результат был полной неожиданностью. Фирма братьев Кличко K2 заявила о готовности заплатить двум боксерам $6,01 млн, немецкая Sauerland Promotion, имевшая подписанный контракт с Поветкиным, — $7,13 млн. Но победила на торгах фирма Hrunov Promotions, которую учредил менеджер российского боксера Владимир Хрюнов: она предложила $23,23 млн.
Огорошенный менеджер Кличко Бернд Бенте в интервью газете Bild назвал цифру «абсурдной» и заявил, что потребует выплатить чемпиону его долю гонорара — 75% этой суммы — еще до боя. Для сильно уступающего американскому европейского рынка профессионального бокса сумма выглядела несоразмерно огромной, к тому же Хрюнов ранее никогда не проводил бои с подобным гонорарным фондом. Но он и не утверждал, что это его деньги: средства выплатило ООО «ОблСтройФинанс», входящее в строительную группу компаний МИЦ, основным владельцем которой является Андрей Рябинский.
«Когда Саша должен был проводить бой с Кличко, стало понятно, что его просто сольют, то есть деньгами выкупят этот тендер и заберут бой в Германию, где он закономерно проиграет», — заявил Рябинский в интервью РБК. Рябинский — боксер в прошлом и вице-президент Федерации профессионального бокса в настоящем. Группа компаний МИЦ и ранее выступала спонсором боксерских поединков, но не была их организатором. Почему начать решили с этого боя?
На кону стояли четыре чемпионских пояса Владимира Кличко, на которые претендовал еще один чемпион мира, Александр Поветкин: боев такого уровня в России никогда не было. До 2013 года было две попытки организовать бой украинского и российского тяжеловесов — обе закончились неудачей, но интерес к бою был так высок, что к нему проявил интерес еще один спонсор боксерских поединков — компания «Роснефть».
Рябинский утверждает, что до какого-то момента не знал об интересе компании к бою Поветкина, так же как и «Роснефть» не знала о Рябинском. «Мне раздался звонок: говорят, вы не хотели бы переговорить на эту тему с Игорем Ивановичем (Сечиным. — РБК)? Я говорю: да, конечно. До этого мы не были знакомы, встретились, поговорили», — рассказывает Рябинский (пресс-служба «Роснефти» отказалась от любых комментариев). «Я понял, что он заинтересован в этом бое. Предложил все сделать вместе. Все вложения пополам, доходы, если будут, пополам, убытки пополам. Интересно? Да, говорят, интересно. Так и сделали», — рассказывает руководитель ГК «МИЦ».
«Бой Кличко — Поветкин стал выходом Андрея Рябинского на большую сцену профессионального бокса. Он выбрал правильное время и событие — мероприятие стало главным событием мирового бокса 2013 года, к нему было приковано внимание почти всех мировых СМИ и боксерского сообщества», — говорит директор промоутерской компании «Академия бокса» Олег Жадобин.
Бой состоялся 5 октября 2013 года в спорткомплексе «Олимпийский» в Москве: на глазах у 14 тыс. зрителей спорткомплекса Поветкин проиграл бой, впервые за карьеру оказавшись в нокдауне, но продержавшись в тяжелом и вязком бою все 12 раундов.
У боя были рекордные показатели на ТВ: по данным компании «TNS Россия», ночную трансляцию на «Первом канале» в Москве посмотрели 1,6 млн телезрителей, рейтинг составил 13,9%, доля аудитории — 41,4%, что сопоставимо с рейтингами финала чемпионата мира по футболу, прошедшего годом ранее. В целом бой посмотрели 5,4 млн человек только в России, он транслировался также на США, Германию и другие страны.
Благодаря продажам билетов, рекламы и телевизионных прав (по словам Рябинского, только немецкий канал RTL заплатил за трансляцию €5,5 млн) $25 млн, потраченные ГК «МИЦ» и «Роснефтью» на гонорары боксеров и организацию боя, почти удалось отбить, «хотя такой задачи и не было», добавляет он. Для «Роснефти» опыт стал первым и пока единственным, а вот Рябинский организовал компанию «Мир бокса» и стал одним из крупнейших организаторов боксерских поединков в России.
Пути Рябинского с Владимиром Хрюновым при этом разошлись еще до октябрьского боя: в июле 2013 года о расторжении контрактов с менеджером заявили Поветкин и еще ряд российских боксеров, которые в итоге оказались в «Мире бокса».
«Я никого не забирал. Все приняли решение уходить сами, — говорит Рябинский. — Что касается заключенных (с Хрюновым. — РБК) контрактов, то они были такими, что подразумевали подобную возможность». Владимир Хрюнов отказался отвечать на вопросы РБК, заявив, что намерен описать работу с Рябинским в книге, контракт на которую у него подписан с одним из российских издательств.
Бой Поветкин — Кличко
$17,4 млн— гонорар Владимира Кличко
$5,8 млн — гонорар Александра Поветкина
€5,5 млн — заплатил за право трансляции боя немецкий телеканал RTL
5,4 млн человек посмотрели бой по ТВ в России
Источники: «TNS Россия», «Мир бокса»
Мир бокса
По данным сайта Федерации профессионального бокса, в России зарегистрированы 22 промоутерские компании в этой сфере. По оценке директора промоутерской компании «Академия бокса» Олега Жадобина, активны не больше десяти из них. «Именно благодаря этим энтузиастам в стране существует профессиональный бокс», — говорит он.
Контракты с «Миром бокса» есть у шести боксеров, которых Рябинский называет «основным» составом: это упомянутые выше Поветкин и Лебедев, а также Григорий Дрозд, Рахим Чахкиев, Эдуард Трояновский и Дмитрий Кудряшов. «В общей сложности у нас сейчас, наверное, 13 человек и на примете еще 20 тех, кого бы я взял, если бы ситуация была такой, какой была до кризиса», — говорит Рябинский.
Как и все строительные компании, ГК «МИЦ» переживает нелучшие времена: в 2014 году выручка группы составляла 46 млрд руб., а по итогам 2015 года она упала почти вдвое, говорит Рябинский, не назвавший других финансовых показателей. «Дело не только в деньгах: мое личное время сильно ужимается на бокс и прочие причуды, потому что нужно уделять время основному бизнесу. А бокс живет абсолютно за счет МИЦа, ну это штука, которую мы содержим», — поясняет он.
Мы — это Рябинский и второй совладелец ГК «МИЦ» Александр Копылков. «Мой партнер по бизнесу поддерживает мою идею, считает, что это полезно для МИЦа, для общего имиджа, для каких-то возможностей. Поэтому мы тратим деньги МИЦа на это. Если бы это было не так, я тратил бы свои личные», — говорит Рябинский.
«Если бы вы неделю назад спросили меня, как я отношусь к боксу, — нормально, как обычный зритель. Но я тут взял два урока бокса, и теперь он мне очень нравится», — смеясь, рассказал Копылков в интервью РБК. Но партнер Рябинского не планирует принимать участие в деятельности «Мира бокса», как, впрочем, и в деятельности ГК «МИЦ». «Я, по сути, на пенсии, являюсь пассивным инвестором и полностью доверяю моему другу и партнеру», — отметил он.
Суммы, которые тратятся на бокс, зависят от количества и уровня мероприятий и различаются год от года. Боев уровня Поветкин — Кличко пока не было, и по итогам 2015 года расходы ГК «МИЦ» по всем статьям, связанным с боксом, составили 545 млн руб. Благодаря продаже билетов, рекламы и прочего окупить удалось больше половины, около 320 млн руб., рассказывает Рябинский.
«Для доходов МИЦа это существенного значения не имеет, то есть примерно $3,5 млн по году я заплатил за то, чем я увлечен. Если бы я зарабатывал $5 млн, я бы не стал $3,5 млн из них тратить на бокс, а если, условно, $50 млн, то, наверное, могу», — говорит Рябинский. Для сравнения: на рекламу, по его словам, ГК «МИЦ» тратит около 60 млн руб. в месяц. И в каком-то смысле поддержку бокса тоже можно считать частью имиджевой и рекламной кампании группы, соглашается Рябинский.
«Было так, что я приезжаю на переговоры по сложной сделке, еду и голову ломаю — как вообще договариваться, позиция у нас слабая. Приезжаю, а меня спрашивают, как там Саня Поветкин, как дела, как вот это и то, и мы час разговариваем о боксе, потом за 15 минут решаем вопрос по делу, с улыбками на лице. Так действительно было уже несколько раз», — говорит глава ГК «МИЦ».
Должен ли «Мир бокса» вообще приносить доход его учредителям? «Это возможно, и мы будем в этом направлении двигаться, но это не цель. Мы просто это делаем, потому что мне это нравится. Если эта история когда-то будет за рубежом локально превращаться в бизнес, а предпосылки к этому есть, — прекрасно, будем на этом тоже зарабатывать», — отвечает Рябинский.
Зарабатывать на проведении боев в России сейчас невозможно, считает он, и одна из главных причин — российские телеканалы не готовы платить серьезные деньги за права на показ боксерских боев. «И самое неприятное, что я могу их понять, российские каналы: у них нет этого бюджета, они не в состоянии. Когда я понимаю, что из ряда каналов, которые не смогут заплатить, мне надо выбрать, я выбираю тот, к которому у меня душа лежит», — говорит Рябинский (сейчас «Мир бокса» сотрудничает с «Матч ТВ»).
Быть прибыльным в России не получается и у спорта, который соперничает с боксом за внимание зрителей в последние годы, — у смешанных единоборств, говорит Вадим Финкельштейн, президент компании M-1 Global. Поэтому в России бокс и MMA не конкурируют — им просто нечего делить, добавляет он: «У нас нет пирога, каждый борется лишь за престиж и понты».
Основную часть доходов российских промоутеров составляют рекламные контракты и продажа билетов, это позволяет хоть как-то оставаться на плаву, говорит Олег Жадобин из «Академии бокса». Чтобы российские телеканалы начали платить за трансляцию поединков, в России должны проходить бои с участием звезд мирового масштаба, считает он. «Бой Поветкин — Уайлдер однозначно принес бы прибыль. На боях боксеров уровнем пониже нужно очень постараться, чтобы собрать стадион и хотя бы окупить затраты», — поясняет он.
Поединок Александра Поветкина с американцем Деонтеем Уайлдером должен был пройти 21 мая 2016 года. Интерес к бою проявлял, в частности, канал HBO, с которым обсуждалась сумма «между $500 тыс. и $1 млн», рассказывает Рябинский, который в то же время говорит, что «если бы бой состоялся сейчас, мы бы ушли в большой минус». Провести бой помешала главная спортивная проблема России последних месяцев — мельдоний, но владелец «Мира бокса» готов биться до конца.
$5 млн — сумма иска промоутеров Уайлдера к «Миру бокса»
$34,5 млн — сумма иска «Мира бокса» к Уайлдеру и его промоутерам
$4,5 млн — деньги на счете эскроу в банке, депонированные как гонорар Уайлдера
Источник: DiBella Entertainment, «Мир бокса»
Бой вокруг мельдония
В феврале 2016 года «Мир бокса» выиграл торги за право проведения боя за титул чемпиона мира по версии Всемирного боксерского совета (WBC) между чемпионом Уайлдером и претендентом на титул Поветкиным: компания Рябинского заявила о готовности заплатить бойцам $7,15 млн.
Но в апреле в ходе тестирования боксеров, которые проводила Ассоциация по добровольному тестированию на допинг (VADA), работающая с WBC, в одной из пяти проб Поветкина были обнаружены следы мельдония — 0,07 микрограмма. В связи с этим WBC создал комиссию для подробного расследования этого случая, а бой был отложен до завершения работы этой комиссии.
«В этот момент начинается травля в Америке, Уайлдер в прессе говорит про нас гадости, его промоутер ведет себя некорректно по отношению к нам. Они повторяют, что Поветкин — читер, мошенник, на допинге всю жизнь и т.д.», — возмущается Рябинский, подчеркивая, что российский боксер не был обвинен в использовании допинга и комиссия еще не завершила свою работу.
Между тем в июне 2016 года представители Уайлдера подали в суд на «Мир бокса», требуя $5 млн за нарушения контракта. Выждав чуть больше недели, компания Рябинского тоже обратилась с иском — уже на $34,5 млн, в Федеральный окружной суд Южного округа Нью-Йорка. Ответчиками по иску являются Деонтей Уайлдер, промоутерская компания DiBella Entertainment и ее президент Лу Дибелла.
«Это не просто история о защите чести и достоинства, это история о защите деловой репутации… У Поветкина все будет хорошо, а у наших оппонентов всегда все будет плохо», — обещает Рябинский. Сам бой Поветкин — Уайлдер обязательно состоится, говорит глава «Мира бокса»: «Если все будет нормально, до конца года, на тех же самых условиях, в том же самом месте, которое я наметил, и на тех условиях, на которых я хочу».
Раздутый вокруг боя скандал в конечном счете может подстегнуть интерес к нему и сделать возможным, например, его включение в систему pay-per-view (сервис, позволяющий абонентам кабельных каналов платить за трансляции конкретных боев. — РБК). «Единственное, что тогда бой надо будет делать в пять утра по Москве, но я это тоже не вижу проблемой: можно сделать ночь бокса, как ходят же люди на Ночь музеев, я сам ходил, мне понравилось, очень классно», — проводит Рябинский неожиданную аналогию.
Бой Поветкина и Уайлдера мог бы окупиться в США, а здесь, скорее всего, принесет убытки, добавляет он: «Но если это для меня не бизнес, для меня важно, чтобы это видели россияне в России, чтобы дома стены помогали, ну и чтобы здесь были весь ажиотаж и красота».