Домашний доктор: как строится сеть клиник для жителей спальных районов
Основатель и совладелец сети клиник «Доктор рядом» 51-летний Владимир Гурдус заходит в свой кабинет, не отрывая взгляда от экрана смартфона: он переписывается с клиенткой, которую накануне сбила машина. «Ей необходима консультация травматолога и невропатолога», — объясняет он корреспонденту журнала РБК. Сообщение пациентки он пересылает одному из дежурных врачей сети и просит связаться с женщиной. Если понадобится, к ней будет направлена бригада врачей, а после ее госпитализируют в нужную больницу, уверяет бизнесмен.
Почти 16 лет, до 2007 года, Гурдус работал на различных позициях в страховой компании РОСНО, затем два года возглавлял крупнейшую федеральную частную сеть медицинских клиник «Медси» (принадлежит АФК «Система»). Сейчас параллельно владеет собственными «авторскими клиниками» — центром лечения позвоночника и суставов Re-Clinic с выручкой около 50 млн руб. в 2015 году и Клиникой профессора Калиниченко, занимающейся репродуктивным здоровьем, с выручкой 102 млн руб. в 2015 году. В 2013-м Гурдус вместе с давним партнером, экс-руководителем РОСНО, МТС и АФК «Система» Леонидом Меламедом открыл в московском районе Некрасовка первую клинику «Доктор рядом».
Меньше чем за год в Москве и области заработали десять учреждений сети. Для сравнения: у созданной 20 лет назад группы компаний «Медси», согласно ее сайту, в столичном регионе действуют 15 клиник. Правда, если в «Медси» гордятся тем, что оказывают «полный комплекс услуг по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и реабилитации», то учреждения сети «Доктор рядом» по аналогии с небольшими магазинами торговых сетей в спальных районах можно назвать клиниками «шаговой доступности».
Поход к врачу не должен быть связан с длительными разъездами, уверен Меламед. Большинство людей хотят получать медпомощь возле дома и не готовы, к примеру, ехать в метро с болеющим ребенком, вторит партнеру Гурдус.
Клиники «Доктор рядом» — это небольшие помещения площадью до 400 кв. м, где чаще всего обслуживаются жители близлежащих домов. В медучреждениях можно получить помощь по ограниченному, но наиболее востребованному ассортименту услуг — посетить терапевта, гинеколога, педиатра и др.
У клиник «Доктор рядом» нет «тяжелого» оборудования вроде рентгена. С одной стороны, согласно санитарным нормам рентген или МРТ нельзя устанавливать на первом этаже жилого дома, с другой — нецелесообразно: концепция «камерности» сети подразумевает, что специалисты «Доктора» оказывают ключевые услуги сами и консультируют пациентов по поводу возможной дополнительной помощи на стороне, например советуют, где лучше сделать ту или иную операцию. У сети есть контракты с около 30 клиниками-партнерами. Если клиент купил определенную программу обслуживания и ему требуется услуга, которую «Доктор рядом» обеспечить не может, то компания оплачивает необходимую услугу партнерской клинике.
За пациентов Гурдусу и Меламеду приходится конкурировать не только с сотнями частных клиник, но и почти с 200 госучреждениями столичного региона. Более того, только по запросу «клиника у дома» в поисковике «Яндекс» выпадает 63 млн ссылок. Но Гурдус и Меламед строят амбициозные планы: к 2018 году сеть «Доктор рядом» должна разрастись до 30 клиник в Москве и области. «С 2017 года клиники станут прибыльными — по отдельности и вся сеть целиком», — уверяет Гурдус. При этом за три года партнеры уже потратили «несколько сотен миллионов» рублей, общий объем запланированных инвестиций — около 1 млрд руб., рассказывает тот же совладелец. Что уникального может предложить медицинская сеть рядом с домом?
30 млн руб. необходимо на открытие одной клиники «Доктор рядом»
25 млн руб. в год максимум уходит на содержание одной клиники
12–15 месяцев в среднем требуется одной клинике для выхода на самоокупаемость
1350 руб. стоит первичный прием у офтальмолога или терапевта в сети
Источник: данные компании «Доктор рядом»
Ответ оппозиции
Небольшое крыльцо в жилом доме с зелено- оранжевой вывеской «Доктор рядом» в десяти минутах ходьбы от станции метро «Кузьминки». Внутри свежий ремонт в бело-салатовых цветах, прохладно от работающего кондиционера. На табличке — перечень специалистов, которых можно посетить: гинеколог, массажист, уролог, врач общей практики. Есть также процедурный кабинет.
«Доктор рядом» — не первая клиника, которая встречается на пути от метро. Чуть ближе расположился медцентр «Медалюкс», где оказывают большее число услуг: есть, например, стоматолог, невролог, эндокринолог. Цены примерно одинаковые — с разницей в несколько сотен рублей за прием. Правда, в 12 часов буднего дня в коридорах обеих клиник корреспондент РБК не встретил ни одного пациента.
Идеология «Доктор рядом» с доступной и персонализированной медициной не уникальна. Подобным проектом сам Гурдус занимался во время работы в РОСНО: компания развивала сеть клиник «Медэкспресс», в которой могли обслуживаться клиенты страховщика (в 2007 году все более чем 20 точек сети вошли в состав ГК «Медси»).
Создание сети «Доктор рядом» подстегнула предвыборная кампания в мэры Москвы 2013 года: один из кандидатов в градоначальники, Алексей Навальный в своей программе обещал тогда сделать здравоохранение «более доступным» и создать «сеть современных и качественных поликлиник и больниц, доступных каждому москвичу». Мэром столицы Навальный так и не стал, зато в Москве и области заработала программа государственно-частного партнерства. Целью программы стало открытие большего числа клиник в спальных районах, чтобы москвичи могли получить больничные листы рядом с домом.
В момент появления программы Гурдус и Меламед уже работали над бизнес-планом «Доктор рядом». «Руководство департамента здравоохранения предложило нам поучаствовать», — рассказал Гурдус. Как следствие, клиника в Некрасовке стала не только первым учреждением сети, но и первой в рамках программы. Через несколько дней после запуска клинику посетил новый мэр Москвы Сергей Собянин.
На участие в столичной программе подписали фирмы и индивидуальных предпринимателей — всего 34, рассказал РБК представитель департамента города Москвы по конкурентной политике. Меламеду и Гурдусу удалось обогнать всех: к началу 2015 года сеть «Доктор рядом» состояла из десяти клиник, конкуренты открыли максимум по три учреждения, с улыбкой вспоминает Гурдус. За весь период действия программы в столичном регионе было открыто 26 частных клиник, и сеть «Доктор рядом» — крупнейшая из участников программы, подтверждает собеседник в столичном департаменте городского имущества.
Все свои помещения размером 170– 400 кв. м основатели «Доктор рядом» выиграли по программе на аукционах. Места под будущую клинику победитель получает бесплатно: как следует из описания условий, торг за помещение идет по цене годовой аренды, которую претендент обязан платить, пока не откроет медучреждение. Стоимость годовой аренды колеблется от 1,5 млн до 8 млн руб., судя по завершенным аукционам на сайте программы. Всего к настоящему моменту власти предоставили через аукционы 60 помещений, уточнил собеседник в департаменте по конкурентной политике.
Но в первоначальном виде программа просуществовала всего год: в конце 2014 года правила игры для инвесторов изменились. Раньше любой пациент мог прийти в частную клинику, прикрепленную к программе, а медучреждение получало средства из фонда ОМС за каждого обслуженного клиента, вспоминает Юлия Трофимова, член правления Ассоциации частных клиник Москвы и коммерческий директор ГК «Медхолдинг» (также участник программы).
Теперь получить бесплатную помощь в клиниках программы можно только по направлениям от городских поликлиник, которым в свою очередь стало невыгодно «отдавать» прикрепленных пациентов другим медучреждениям, объясняет Трофимова. Вместо запланированного партнерства с государственными клиниками частные учреждения начали конкурировать за клиентов, и поток пациентов по ОМС почти сошел на нет, сетует Трофимова. По столичной программе «Медхолдинг» открыл две клиники, а после реформы — ни одной, добавляет она.
Гурдус и Меламед также прекратили пользоваться помощью властей: фактически им пришлось заново придумывать стратегию развития сети. За последние полтора года «Доктор рядом» не открыл ни одной новой клиники, но зато наконец нащупал новую модель популяризации «спальных» услуг.
«Хорошее начало»
«До состояния «Макдоналдса», у которого одно и то же меню в каждом ресторане, мы никогда не дорастем. Было бы идеально продавать везде одинаковые услуги, но все люди разные, и потребности у них разные», — разводит руками Гурдус.
В 2015 году основатели «Доктор рядом» сделали упор на пациентов, прикрепленных по ДМС, и клиентов, которые оплачивают услуги в кассе. Сам Гурдус отошел от операционного управления и уступил кресло генерального директора Александру Пилипчуку, бывшему заместителю директора по ДМС компании Allianz, «дочки» немецкого страховщика.
100 тыс. пациентов минимум прикреплено к клиникам сети по полисам ДМС
400 кв. м составляет максимальная площадь клиник сети
158 млн руб. — чистый убыток компании «Доктор рядом» в 2015 году при выручке 115 млн руб.
240 млн руб. достигнет выручка компании «Доктор рядом» по итогам 2016 года
Источник: данные компании «Доктор рядом»
Сейчас менеджеры «Доктор рядом» экспериментируют с числом врачей в разных клиниках, определяя, где и какие услуги наиболее востребованы. К примеру, недавно для одного медучреждения закупили офтальмологическое оборудование, для другого — инструменты для ЛОР-специалиста. «Нужно найти баланс и научиться просчитывать спрос на услуги в отдельно взятых районах», — мечтает Гурдус.
Партнеры также вынужденно пересматривают и подход к выбору помещений для будущих клиник. Теперь инвесторы действуют по принципу «кто мешает жить, а кто — нет», рассказывает Гурдус. Соседство с ноу-нейм-клиниками не проблема для Гурдуса и Меламеда, а присутствие сильного бренда — вполне, так что клиника «Доктор рядом» вряд ли сможет появиться в непосредственной близости, например, от «Медси». «Либо ты умеешь развивать частный бизнес и аренда — это часть твоих затрат, либо не умеешь, и тогда бесплатная аренда тебя не спасет», — уверен Гурдус. Для будущих клиник уже выбрано место: их расположат в Новогиреево, Коммунарке и других активно развивающихся частях города.
С клиниками больших сетей «Доктор рядом» может конкурировать ценами. Стоимость одних и тех же услуг в сети Гурдуса и Меламеда и в сетевых учреждениях может серьезно отличаться, рассказывает Алексей Ветров, председатель совета директоров сети клиник «Семейный доктор» (шесть учреждений). Он объясняет это фактором местоположения: услуги клиники в центре за счет аренды и транспортной доступности не могут стоить столько же, сколько в удаленных районах города. К примеру, первичный прием у офтальмолога в сети «Доктор рядом» обойдется пациенту примерно в 1,4 тыс. руб., в «Медси» — в 2,7 тыс. руб. Стоимость услуг по сравнению с «одиночными» клиниками сопоставима: например, в «Дельта Клиник» у метро «Чкаловская» посещение глазного специалиста стоит 1,1 тыс. руб.
«Семейный доктор», по словам Ветрова, не ощущает серьезной конкуренции со стороны «Доктор рядом»: «Возможно, часть клиентов с симптомами ОРВИ не доедут до нас, а пойдут в медцентр шаговой доступности». Местоположение клиники имеет большое значение, но не менее значима репутация клиники и врачей. «Выгодное местоположение помогает привлекать лучших специалистов», — настаивает Ветров.
К сети «Доктор рядом» по ДМС прикреплено более 100 тыс. пациентов (в партнерах — крупнейшие страховые компании, в том числе «Ингосстрах», «АльфаСтрахование», «РЕСО-Г арантия» и др.). Каждый месяц число клиентов, платящих через кассу, увеличивается на 1,5 тыс. человек. По ОМС к «Доктор рядом» приходят около 500–700 человек ежемесячно, приводит данные Гурдус.
Если бы клиники «Доктор рядом» работали десять лет, подобные показатели считались бы низкими, говорит директор ГБУ «НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента» департамента здравоохранения Москвы Давид Мелик-Гусейнов. Но для стартапа это «хорошее начало», добавляет он.
Гурдус и Меламед согласны, что «Доктор рядом» — типичный стартап. Это позволяет компании экспериментировать: уже в ближайший год «Доктор рядом» планирует добавить технологичности в консервативный рынок медицинских услуг.
Доктор в смартфоне
«Мы стараемся, чтобы наши клиенты от нас слова «нет» не слышали», — говорит Гурдус. Осенью 2016 года у сети появится мобильное приложение для устройств на базе iOS и Android и медицинский аналог Skype, который позволит пациентам удаленно общаться с врачами «Доктор рядом», делится планами Пилипчук. В приложении, к примеру, будет кнопка, которая позволит клиенту связаться с дежурным врачом в любой клинике сети на выбор. Через сервис можно будет еще и записаться на прием к конкретному специалисту.
На создание мобильного приложения «Доктор рядом», по словам генерального директора, потратил примерно 10 млн руб. при выручке компании около 115 млн руб. за 2015 год. Компания договорилась с одним из российских разработчиков (с кем — не разглашается) о лизинге софта, который в том числе обеспечит защиту персональных данных пациентов, рассказывает Пилипчук. «Доктор рядом» хранит историю посещений и назначений пациентов, которая будет доступна клиентам с мобильных устройств.
Полноценный шаг в сторону телемедицины «Доктор рядом» сделает до конца 2016 года. Компания откроет кабинеты в офисах трех иностранных фирм, занимающихся бизнес-образованием, продажами спортивной одежды и IT. В них не будет врачей, но сотрудники компаний смогут измерить температуру, давление и сердечный ритм. Специальные гаджеты будут удаленно передавать информацию врачу «Доктор рядом».
Сейчас работодатели платят за приходящих в офис врачей около 700–1000 руб. в час, рассказывает Пилипчук. Виртуальные кабинеты обойдутся дешевле. Конкретную стоимость гендиректор сети не уточняет, но указывает, что первые два месяца партнеры будут получать услугу бесплатно. Сколько компания будет зарабатывать на телемедицине, зависит от того, в каком виде в России примут соответствующий закон о данных услугах, говорит генеральный директор. Проект федерального закона был внесен в Госдуму весной 2016 года, но будет рассмотрен только в осеннюю сессию.
Идея с «виртуальными» кабинетами уникальна для рынка, уверяет Мелик-Гусейнов. Однако, добавляет он, пока отсутствие законодательной базы приводит к тому, что мобильные приложения клиник не получают широкого распространения из-за ограниченных возможностей.
В ближайшем будущем телемедицина «поселится в смартфонах» в качестве базового приложения, так как консультация специалиста может понадобиться в любое время суток и в любом месте, уверен эксперт J'son & Partners Consulting Иван Филь. По его словам, массовое проникновение телемедицины начнется с жителей мегаполиса.
«Мы хотим выйти на массовый рынок», — уверяет Гурдус. Телемедицина просто должна «стереть границу между физическим посещением клиники и виртуальным», воодушевлен Пилипчук. Если удаленная медицина обретет в России законодательный статус, измерять сеть «Доктор рядом» можно будет уже не числом клиник, а «массовостью» проникновения в мобильные устройства.