Управление питанием: как заработать на софте для ресторанного бизнеса
Максим Нальский рассказал журналу РБК, что сделка произошла еще в августе 2016 года. Ее точную сумму он не назвал, пояснив, что она составила «несколько сотен млн руб.». Венчурный фонд Сбербанка владел 37% доли iiko: эту долю в конце 2007 года за $3,7 млн купил первый инвестор стартапа — венчурный фонд Республики Татарстан, под управлением компании «Тройка Диалог». Позже «Тройку» поглотил Сбербанк, и банку перешли все ее активы. Решение о продаже доли было принято в связи с закрытием фонда Республики Татарстан, пояснил РБК представитель пресс-службы банка. Источник, близкий к сделке, уточнил, что банк вышел из инвестиции с прибылью.
Нальский купил 27% акций, увеличив свою долю до 40,3%. Остальные бумаги фонда Сбербанка приобрел еще один инвестор iiko, фонд «Лидер Инновации», который довел свою долю до 40,4% (паями в этом фонде владеют Российская венчурная компания, «Сибур Холдинг» и Газпромбанк). Еще 19,3% долей принадлежат второму основателю iiko, владельцу ABBYY Давиду Яну, который в этой сделке не участвовал. По словам Яна, он внимательно следит за успехами iiko на рынке, но сейчас практически все свое время уделяет новому проекту — поисковику Findo. «Этому проекту я посвящаю 70 часов в неделю из моих 80 рабочих часов», — объяснил Ян.
Нальский и Ян создали iiko в 2005-м: у Яна тогда был свой ресторан FAQ-Cafe. На новый софт Ян планировал потратить около $200 тыс. «Когда мы потратили $925 тыс. пополам, а софт еще не был готов, подумали, что стоит найти инвестора, иначе это все быстро закончится», — смеется Нальский. В конце 2007 года iiko привлекла инвестиции фонда Татарстана, в 2012 году — $6 млн от фонда с участием «Лидера Инноваций», получившего около 28% долей (компания была оценена почти в $21,4 млн).
IT-директор «Кофе Хауз» Петр Ашихмин говорит, что восемь лет назад, когда сеть решила установить iiko, безоговорочным лидером на рынке была система R-Keeper российской компании UCS. Но iiko предложила комплексное решение, включавшее систему мотивации персонала и дружелюбный пользовательский интерфейс, говорит Ашихмин. Клиентская база iiko растет: в начале 2013 года ее софтом пользовались около 3,5 тыс. ресторанов, а к концу 2016-го их стало 16 тыс., говорит Нальский.
$10 млн составили инвестиции в iiko
1,2 трлн руб. — объем ресторанного рынка России в 2016 году
8 тыс. ресторанов были автоматизированы в 2016 году
300 млн руб. — выручка компании в 2016 году
Источник: данные компании, ЕМИСС
Но главный конкурент iiko пока безоговорочно побеждает: сейчас, по данным самой компании, софт R-Keeper используют 42 тыс. ресторанов в 47 странах мира. На долю России и стран СНГ приходится порядка 80%. UCS создана в 1992 году и работает не только с ресторанами, но и с кинотеатрами, парками развлечений, отелями и другими объектами индустрии развлечений и гостеприимства.
В конце 2015 года 50% акций компании UCS купил холдинг Rambler & Co Александра Мамута (по оценке журнала Forbes, за 500–600 млн руб.). Доля R-Keeper на российском рынке ресторанного софта составляет 75–78%, заявил журналу РБК гендиректор UCS Сергей Горбунов. У компании диверсифицированный набор продуктов для всей сферы гостеприимства: даже если ресторанный сегмент будет расти медленнее, компанию должны «вытянуть» другие направления. А сделка с Rambler & Co поможет привлечь новых клиентов за счет интеграции с продуктами интернет-холдинга, говорит Горбунов.
Нальский отвечает, что инсталляционная база говорит только о возрасте компании-конкурента, а по скорости подключения новых клиентов iiko за последние два года удалось немного обогнать R-Keeper. По его оценке, сейчас 80% новых ресторанов выбирают софт iiko или UCS, но iiko подключает на 10% больше, чем конкурент. Растет и рынок: в 2015 году в России было автоматизировано около 6 тыс. ресторанов, в 2016-м — около 8 тыс., из них 3,3 тыс. установок пришлось на iiko, говорит Нальский. По финансовым показателям iiko уже догоняет: последние два года компания росла на 20–30%, в 2015-м выручка составила 240 млн руб., в 2016-м — 312 млн руб., говорит Нальский. Компания прибыльная, но ее размер он не раскрывает. Выручка UCS в 2015 году — 255 млн руб., чистая прибыль — 31 млн руб. (данные «СПАРК-Интерфакс»), в 2016-м выручка увеличилась на 15%, рассказал Горбунов.
Нальский говорит, что выкупил долю у фонда Сбербанка, потому что верит — iiko ждет бурный рост за рубежом. В 2016 году на долю зарубежных установок iiko пришлось около 15%, в следующем году компания планирует увеличить ее до 22%, говорит генеральный директор iiko Роман Аврамов. Для зарубежной экспансии понадобятся и новые инвестиции в локализацию и привлечения распространителей — их Нальский оценивает в $6–7 млн.
В ближайшие два года именно международное развитие станет для iiko драйвером роста, считает директор по венчурным инвестициям ЗАО «Лидер» Константин Надененко. По его словам, фонд планирует выйти из компании в 2018 году и рассчитывает получить «существенную доходность как к первоначальной инвестиции 2012 года, так и в отношении сделки по выкупу доли у Сбербанка.