Технологии и медиа, 20 апр 2017, 09:00

Ренкинг РБК: 30 сделанных в России технологических продуктов «для людей»

Журнал РБК впервые подготовил ренкинг технологичных продуктов, сервисов и услуг, созданных российскими компаниями или предпринимателями. Обязательное условие — все они предназначены для обычных людей
Читать в полной версии
Фото: Максим Шеметов / Reuters

Два года назад, весной 2015 года, журнал РБК впервые опубликовал рейтинг 50 крупнейших технологических компаний России. Тогда мы намеренно смешали в нем компании, занимающиеся разработкой и производством танков, спутников, софта, локомотивов, радиотехники, бомбардировщиков и прочей высокотехнологичной продукции: так лучше видно, что представляет собой Россия как производитель уникальных технологий.

В рейтинге был хорошо заметен перекос в сторону государственных компаний, а также технологий военного и двойного назначения: вызов им могли бросить лишь несколько крупнейших частных IT-компаний вроде «Яндекса», Mail.Ru Group и «Лаборатории Касперского». Второй рейтинг выглядел подтверждением очевидного факта — эта ситуация не меняется, несмотря на всю государственную риторику о необходимости развития в стране инновационных продуктов. Поэтому мы решили переосмыслить его. Как именно — можно подробнее прочесть дальше.

Итак, перед вами топ-30 технологий для людей, каждую из которых при желании можно маркировать знаком «Сделано в России». Предсказуемо в списке преобладают сервисы, «живущие в Сети»: 18 участников — это интернет-проекты. С другой стороны, 12 продуктов из топ-30 развиваются не только в онлайне, а некоторые и вовсе существуют за его пределами.

Показать таблицу

В первую очередь мы решили уйти от перечня компаний к продуктам, сервисам и услугам, которые они производят и которые доступны каждому рядовому потребителю. Другими словами, мы исключили военную технику, машиностроение, продукцию космической промышленности и вообще всю продукцию категории b2b. Оставили технологии «для людей», созданные российскими компаниями или российскими предпринимателями, вне зависимости от того, в какой части мира они работают.

Итоговый балл каждого продукта, по нашей задумке, должен был сложиться из двух показателей — его популярности и коммерческой эффективности, то есть мы хотели рассчитать полученную прибыль в пересчете на пользователя. Но наши надежды на «дружелюбие» сферы потребительских технологий столкнулись с реальностью. Многие производители отказывались назвать даже список самых востребованных клиентами продуктов или оказались не готовы раскрывать конкретные показатели вроде числа пользователей, объема продаж и так далее.

О расчете прибыли сразу пришлось забыть — лишь каждая десятая компания готова была сообщить хотя бы выручку от продажи конкретного продукта. Тем не менее мы все же подготовили свой топ-30 — правда, пришлось отказаться от использования слова «рейтинг». По крупицам собрали разрозненные данные о сотнях продуктов, пробелы в данных оценили по схожим сервисам и придумали четыре различных коэффициента/индекса, сумма которых позволила ранжировать всех участников.

Как мы отбирали

Технологическими мы решили считать продукты, в основе которых лежат сложные технические элементы или программы или которые созданы в «IT-зоне» — веб, мобильные платформы, мессенджеры. Чтобы составить первичную базу таких продуктов — изучили самые разные списки, от портфелей венчурных фондов до реестра инновационной продукции и ежегодных рейтингов IT- и технологических компаний (например, РВК). Мы также запросили информацию по проектам крупнейших российских институтов развития — «Сколково», «Роснано», РВК, ФРИИ.

Кроме того, для составления первичного списка — лонг-листа участников ренкинга мы обращались и напрямую к производителям технологической продукции. В итоге был сформирован список из примерно 300 наименований — катастрофически мало для такой страны, как Россия.

Для попадания в топ-30 мы ввели порог по времени существования продукта: они должны быть не старше 2010 года (год был выбран произвольно). Вопрос с «национальностью» решили волюнтаристски: постановили, что нам подходят товары или сервисы, созданные как непосредственно в России, так и российскими предпринимателями за рубежом. Поэтому в список вошли мессенджер Telegram живущего не в России Павла Дурова и Domofond.ru, «дочка» работающей в России компании Avito, которую основали шведы Филип Энгельберт и Йонас Нордландер.

Затем мы ввели очень щадящее ограничение по числу потребителей, которые воспользовались продуктом за весь период его существования: их должно быть не меньше 5 тыс. Потом ввели условие «одна компания — один продукт», хотя с самого начала просили прислать данные не менее чем о трех самых успешных продуктах (и многие компании это сделали, например «Яндекс», «Рамблер», АвтоВАЗ, Game Insight и другие).

В этом году мы не стали включать в список онлайн-банки и мобильные приложения крупных финансовых организаций — честно говоря, просто не решили, можно ли их считать полноценными технологическими единицами. В нашу выборку не попали и «оболочки» — новые решения уже существующих продуктов вроде новых тарифов операторов связи.

Как мы считали

Для расчета итогового балла использовались три показателя. Первый — скорость набора аудитории: соотношение числа клиентов и срока «жизни» продукта. Второй индекс построен по среднемесячной выручке — если монетизация отсутствует, проставлялось 0 руб. Третий критерий отражает число патентов и сертификатов, полученных на продукт, включая товарные знаки.

В процессе расчетов сразу отсеялась примерно половина участников лонг-листа. Претенденты выбывали из списка, если производители или разработчики не предоставили данных, отказались от любого упоминания в материале, в открытых источниках достоверную информацию найти не удалось и, как следствие, корректно оценить тот или иной показатель было невозможно. В очищенном списке осталось примерно 120 участников.

Совокупный индекс, по которому мы ранжировали «выживших», — простая сумма трех названных выше показателей. Для публикации мы оставили только первые 30 продуктов. К примеру, на 31-м месте оказалась дебетовая карта Wirex, привязанная к биткоин-кошельку, ее в Лондоне делают россияне Павел Матвеев, Дмитрий Лазаричев и Георгий Соколов. К марту 2017-го у Wirex было свыше 500 тыс. аккаунтов, а общая сумма переводов ежемесячно превышала $15 млн, писал журнал Forbes.

При участии Насти Березиной, Ирины Юзбековой, Анны Левинской и Валерия Игуменова

Иллюстрации: Евгений Иванов

Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником