Рейтинг РБК 500, 22 сен 2017, 16:15

Рейтинг РБК: 25 женщин-CEO российского бизнеса

Для всего мира характерна одна и та же проблема — чем выше по карьерной лестнице забирается женщина-менеджер, тем ниже ее шансы на каждое следующее повышение
Читать в полной версии
Фото: Getty Images

Число женщин-CEO у руля компаний рейтинга РБК 500 за год почти не изменилось. Мужчины по-прежнему управляют подавляющим большинством крупных бизнесов, и это глобальная тенденция. В вопросах гендерного равенства Россия даже более прогрессивна, чем Запад, но для всего мира характерна одна и та же проблема: чем выше по карьерной лестнице забирается женщина-менеджер, тем ниже ее шансы на каждое следующее повышение.

Несмотря на растущее влияние движения в защиту прав женщин, мир бизнеса в 2017 году остается преимущественно «мужским клубом». Согласно докладу аналитиков Grant Thornton, выпущенному к Международному женскому дню, даже в США пирамида карьерного роста для женщин с высшим образованием носит дискриминирующий характер. Если выпускницы университетов занимают более 50% позиций для начинающих специалистов в компаниях — участницах рейтинга Fortune 500, то до высшей управленческой позиции женщины в той же выборке добираются лишь чуть более чем в 6% случаев. Причем в списке Fortune 500 в этом году рекордное число женщин-CEO — 32, на 11 больше, чем в 2016 году. Подробнее о методике рейтинга читайте здесь.

Рейтинг без государства

Рейтинг РБК 500 демонстрирует близкую к Fortune пропорцию — лишь 28 крупнейшими российскими компаниями из 500 руководят женщины (5,6%). Еще семь стоят во главе местных «дочек» транснациональных корпораций. В прошлом году в списке было 27 «россиянок» и девять «иностранок» соответственно. Из выборки в 35 человек в рейтинг женщин-CEO попали 25, их позиция определялась на основе выручки, численности штата компании и ее динамики относительно средних по отрасли показателей (подробнее см. в справке «Как мы считали»​).

Почти половина участниц списка — новички. Среди 12 дебютанток — Светлана Виноградова, которая сменила в должности гендиректора группы «Рольф» Татьяну Луковецкую, возглавлявшую рейтинг в 2015 году. Прошлогодний номер один Ксения Соснина, руководитель группы «Илим», опустилась на третью строчку, а возглавила список многолетний гендиректор Иркутской нефтяной компании, одна из богатейших женщин России Марина Седых. Лидерство ей обеспечил уверенный рост выручки ИНК на фоне средних по отрасли отрицательных темпов.

В топ-6 вошли еще два новичка — представительницы переживающего бум агросектора Светлана Барсукова (татарстанская «Агросила») и Лариса Ковалева (белгородское «Агро-Белогорье»). Среди других заметных дебютанток — новый гендиректор российского офиса Johnson & Johnson Юлия Маркова и руководитель страховой компании «Согласие» Майя Тихонова.

По сравнению с прошлым годом в рейтинге снизилось присутствие представительниц госсектора: Лариса Левина из «Оборонстроя» перебралась в другое предприятие Минобороны, «Гарнизон», а руководитель подконтрольного «Ростеху» Новикомбанка Елена Георгиева не вошла в топ-25. В итоге единственным «государевым человеком» в списке осталась Рано Джураева, во главе ФГУП «ЦЭНКИ» управляющая инфраструктурой всех российских космодромов.

Отраслевое разделение рейтинга за год существенных изменений не претерпело. Самые большие доли по-прежнему у торговли (пять участниц против шести в прошлом году) и фармацевтики (четыре, как и в 2016-м). С одного человека до трех нарастил свое присутствие сектор «Сельское хозяйство и продукты питания», с двух до трех — «Электроэнергетика». По одной участнице потеряли автодилеры (остались две) и нефтяники (одна). Также в списке-2017 представлены «Финансы» (две участницы), «Лес и деревообработка» (одна), «Космическая индустрия» (одна), «Девелопмент и строительство» (одна), «Металлы и горная добыча» (одна) и «Медиа и интернет» (одна).

Показать таблицу

Diversity по-русски

Хотя доля женщин-CEO в рейтинге РБК невысока, в целом российский бизнес прогрессивен в вопросе гендерного равенства. Согласно тому же исследованию Grant Thornton, основанному на опросе более 10 тыс. менеджеров в 36 странах по всему миру, Россия — лидер по «женскому» присутствию в топ-менеджменте крупного бизнеса, пропорция в пользу мужчин составляет всего 53 на 47% при среднемировых показателях 75 и 25% соответственно.

Даже в развитых странах — США, Британии, Германии и других — женщин в руководстве бизнеса всего 18–23%. Всего 9% исследованных российских компаний не имеют женщин в руководстве (глобальный показатель — 34%). Также Россия — единственная страна в Восточной Европе, в которой женщины работают на руководящих позициях во всех отраслях. Главной причиной национальных успехов на ниве diversity аналитики считают наследие коммунистического режима, воспитавшее в постсоветских поколениях гендерную толерантность.

В целом проблема гендерного неравенства в мире сохраняется. Несмотря на то что за год процент женщин в топ-менеджменте подрос с 24 до 25%, увеличился и объем бизнесов, где женщины в руководстве не представлены вовсе, — с 33 до 34%. И если в некоторых развивающихся странах компании демонстрируют стремление к прогрессу, то в развитых экономиках женщины-менеджеры, похоже, уперлись в «стеклянный потолок», их продвижение на пост CEO тормозит нежелание системы становиться более гибкой, констатируют эксперты Grant Thornton.

Что касается свободы доступа к конкретным должностям, то самой популярной женской позицией в топ-менеджменте остается директор по HR — ее доверили женщинам 23% исследованных компаний (столько же — в прошлом году). У 19% (21% в 2016-м) женщины занимают кресло финансового директора, у 12% (9%) — CEO, у 9% (8%) — операционного директора, у 8% — директора по маркетингу (11%) и главного контролера (10%), у 6% (8%) — директора по продажам.

Существуют ли у торможения карьерных возможностей женщин объективные причины? Как показало совместное исследование Института мировой экономики Петерсона и Ernst & Young в 2016 году, неэффективность женщин-CEO давно уже не более чем стереотип. По итогам анализа 22 тыс. компаний в 91 стране эксперты констатировали, что бизнес, руководимый женщиной, в среднем на 36% рентабельнее, чем руководимый мужчиной. Еще одна тенденция — у компаний, доля женщин в топ-менеджменте которых превышает 30%, чистая прибыль в среднем на 6% выше, чем у их менее прогрессивных конкурентов.

Однако до сих пор никакие выкладки не убеждают общество в необходимости решительных перемен: согласно недавнему опросу Фонда Рокфеллера, каждый четвертый американец убежден, что человечество быстрее научится путешествовать во времени, чем женщин и мужчин во главе компаний Fortune 500 станет поровну.

Как мы считали

На участие в рейтинге претендовали женщины — главные исполнительные лица компаний — из списка РБК 500 и «дочек» транснациональных корпораций с локальной выручкой от 15 млрд руб.

Положение в рейтинге зависело от трех переменных: в первую очередь от выручки возглавляемой компании (самый важный показатель), во-вторых, от численности штата и, в-третьих, от динамики выручки возглавляемой компании в 2016 году и сравнения показателя с динамикой среднеотраслевого показателя за тот же период.

Чем более успешно по сравнению со средним по отрасли показателем провела возглавляемая участницей компания 2016 год, тем выше ее позиция в рейтинге.

Расчетная формула итогового балла выглядит так: итоговый балл = выручка * log10 (число сотрудников) * (1+G), где G — разница между ростом компании (в %) и средним ростом по отрасли (в процентных пунктах).

Из-за особенностей методики в рейтинг-2017 не попали CEO двух непубличных компаний — участников РБК 500: они либо не предоставили достаточный пакет данных для расчета итоговой формулы, либо являются номинальными руководителями юридических лиц, в то время как управление бизнесом фактически осуществляют другие менеджеры.

Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году