Бизнес, 27 сен 2018, 17:23

Рейтинг РБК: 25 женщин-CEO российского бизнеса

Россия на фоне глобального бизнеса, несмотря на гендерный прогресс остающегося «мужским клубом», выглядит счастливым исключением: число женщин-CEO крупнейших компаний в стране пусть незначительно, но растет
Читать в полной версии
(Фото: Яна Васильева для РБК)

Борцы за права женщин в 2018 году, кажется, рекрутировали в свои ряды рекордное число активистов — повестку социальных сетей регулярно формирует критика в адрес скептиков, недостаточно истово отстаивающих гендерное равенство. В феврале в ряды последних угодила даже гендиректор PepsiCo Индра Нуйи: пользователи подвергли ее обструкции за интервью подкасту Freakonomics Radio. В беседе с ведущими Нуйи объясняла, зачем нужны отдельные чипсы «для женщин»: «Они не любят громко хрустеть на публике, а потом облизывать пальцы». Подобные рассуждения оппоненты CEO PepsiCo сочли сексистскими.

Широкой кампании из этих нападок, впрочем, не вышло: уроженка Индии Нуйи завоевала право говорить от имени всех женщин, взобравшись на вершину корпоративной иерархии одной из самых могущественных компаний мира. Правда, очень скоро ее голос перестанет звучать так громко — в октябре менеджер покинет пост, который бессменно занимала на протяжении 12 лет. Ее уход отражает тенденцию, идущую вразрез с ростом влияния феминизма в медиа: все меньшему количеству женщин удается пробивать «стеклянный потолок» в мире бизнеса и занимать руководящие должности. За год количество женщин-CEO в рейтинге 500 крупнейших публичных компаний мира Fortune 500 упало на четверть, с 32 до 24. Подробнее о методике рейтинга РБК читайте здесь.

Марина Седых, Иркутская нефтяная компания (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Нуйи в том же интервью так комментировала причины негативной динамики: «Больше всего женщин мы видим в низшем управленческом звене. Многие дорастают до среднего [звена] — и тут наступают годы материнства. Балансировать между воспитанием детей, карьерой и браком — это уже совершенно иного масштаба задача, и следующего уровня корпоративной пирамиды женщинам достигать гораздо тяжелее [чем мужчинам]. Это проблема, которую мы должны решать сообща».

Статистика подтверждает слова гендиректора PepsiCo. Согласно подсчетам некоммерческой организации Catalyst (на основе данных по компаниям из списка S&P 500), женщин-менеджеров первого уровня в крупных компаниях 36,9%, менеджеров второго управленческого звена — 26,5%, членов советов директоров — 21,2%, топ-менеджеров — 11%, а гендиректоров — лишь 5%.

Юлия Маркова, Johnson & Johnson (Фото: из архива пресс-службы Johnson&Johnson)

Нуйи при этом подчеркивает стойкость стереотипа о низкой эффективности женщин-CEO: «На тебя смотрят иначе [чем на CEO-мужчин]. Тебя оценивают по иным, более жестким стандартам. Через это проходят все женщины на руководящих постах в бизнесе. Надеюсь, по мере того как число женщин-CEO будет расти, окружающие перестанут оценивать нас по гендерному признаку и будут обращать внимание только на наши профессиональные качества». Этот призыв должен быть услышан: экспертные исследования (например, Harvard Business Review, Университета Пеппердайна и консалтинговой компании Korn Ferry) уже не раз доказывали благоприятное влияние сбалансированного гендерного состава в топ-менеджменте на финансовые показатели бизнеса.

Россия, вопреки стереотипам, в гендерном аспекте всегда выглядит чуть прогрессивнее Запада. Количество женщин-CEO во главе крупнейших российских компаний и местных «дочек» зарубежных корпораций в отчетный период выросло с 35 до 38 человек, что эквивалентно «директорской» доле примерно в 6%. 27 менеджеров руководят отечественными предприятиями, 11 — локальными офисами «иностранцев» (эти данные не учитывают CEO-«номиналов», возглавляющих юрлица, но не управляющих операционной деятельностью компаний, — таковых в списке набралось еще десять).

Показать таблицу

Впервые в истории подсчетов РБК 500 женщина возглавила компанию из топ-10 рейтинга — Ольга Наумова заняла пост гендиректора ретейлера «Магнит». Вторую строчку в списке самых влиятельных женщин-CEO российского бизнеса также заняла новичок — Наталья Еремина из металлургического гиганта ОМК. «Бронза» — у гендиректора дилерской группы «Рольф» Светланы Виноградовой. В целом рейтинг женщин-CEO обновился почти на треть — в списке дебютируют семь менеджеров. Самый резкий скачок из участниц совершила Анастасия Карпова из «Эркафарма» — она поднялась сразу на 13 позиций, до девятой строчки. Также Карпова — одна из девяти менеджеров, ни разу не покидавших список за четыре года.

Самое крупное отраслевое представительство в рейтинге сохраняет торговля: менеджеры из этого сектора второй год подряд занимают в списке пять строчек. Четыре позиции — у CEO финансовых организаций, по три — у гендиректоров фармацевтических и сельскохозяйственных компаний. По два менеджера делегировали металлургическая индустрия и автопром, по одному — лесная промышленность, «нефтянка», потребительский сектор, электроэнергетика, медиа и ИТ (подробнее о гендиректоре подразделения SAP в странах СНГ Наталии Парменовой — на стр. 110).

Еще одной важной особенностью рейтинга-2018 стало отсутствие в списке представительниц госсектора. Впервые все 25 участниц возглавляют частные компании. Единственная руководительница государственного предприятия из прошлогоднего рейтинга — Рано Джураева — в конце мая 2018-го ушла с поста гендиректора «дочки» «Роскосмоса» ЦЭНКИ.

Как мы считали

На участие в рейтинге претендовали женщины — главные исполнительные лица компаний из списка РБК 500 и «дочек» транснациональных корпораций с локальной выручкой от 17 млрд руб.

Положение в рейтинге зависело от трех переменных: в первую очередь — от выручки возглавляемой компании (самый важный показатель), во-вторых, от численности штата, в-третьих, от динамики выручки возглавляемой компании в 2017 году и сравнения показателя с динамикой среднеотраслевого показателя за тот же период. Чем более успешно по сравнению со средним по отрасли показателем провела компания 2016 год, тем выше позиция ее гендиректора в рейтинге.

Расчетная формула итогового балла выглядит так: выручка * log10 (число сотрудников) * (1+G), где G — разница между ростом компании (в %) и средним ростом по отрасли (в процентных пунктах).

Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Как нанять лучшего руководителя отдела продаж, не обещая ₽300 тыс.
Pro
Бизнес среднего возраста: 4 причины открыть свое дело после 40 лет
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code