Падение экономики, 06 мая 2015, 13:20
Макс Крайнов

Драконовские методы: почему в кризис мы стали особенно строги к партнерам

В кризис продавцы авиабилетов изобретают новые хитрости одну за другой. Покупатель в проигрыше: что делать? В новом цикле статей бизнесмены рассказывают, как их компании преодолевают экономические трудности
Читать в полной версии

Биржевые сводки во многом совпадают с пиками потребительского поведения в туризме. Еще недавно вместе с рублем, идущим вниз, падали зимние бронирования Таиланда и прочих насиженных мест. Сегодня вслед за новостями об изменении курса IATA, по которому рассчитывается цена билетов на международные рейсы, и снижением стоимости билетов мы видим всплеск покупок.

Наш проект по поиску билетов Aviasales сам билетов не продает. Мы сравниваем предложения агентств и авиакомпаний, перенаправляя покупателя к продавцу. Наш заработок — партнерская комиссия. И конечно, определенный оптимизм внушает происходящее сейчас переключение путешественников с турпакетов на онлайн-кассы; но эмоции сложно вписать в бизнес-план. Поэтому мы сконцентрировались на продукте, на том, чтобы отладить процесс поиска и продажи билетов.

Мы решили, что кризис не только дает возможности, но и требует вмешательства в каждый из этапов взаимодействия путешественника с агентствами, а таких партнеров-агентств у нас больше ста. Изучив статистику и оценив шаги этого взаимодействия, мы начали действовать.

Одним из самых дискуссионных решений стал запрет на автоматическое добавление к билету таких необязательных услуг, как страховка и СМС-информирование. Авиакассы снижали цены на билеты, но по умолчанию включали эти опции, надеясь на невнимательность пользователя, порой «утяжеляя корзину» на тысячи рублей. Такие бизнес-идеи нередко приходят в голову продавцам в ходе эволюции рынка онлайн-туризма. Раньше мы ловили за руку на обычном несоответствии цены (заявленная стоимость была ниже реальной). Но новое время диктует новые правила игры. Если раньше для контроля качества хватало робота, сверяющего «до» и «после», то сейчас этого оказалось мало.

Несколькими месяцами ранее мы также запретили проведение транзакций в валютах, отличных от принятых в стране вылета. Схема работала так: вы покупаете билет Москва — Санкт-Петербург, а с вашей карты списывается стоимость билета в гривнах. То есть гривны конвертируют сначала в доллары, а потом в рубли. В итоге ваш билет стоит дороже на 4–5%, а продавец получает больше, сыграв на кросс-курсе. Другая хитрость — заявить низкую цену билета при оплате экзотическими картами вроде Diners Club. С обычной картой цена будет не столь привлекательной, но покупатель-то уже у агентства на сайте — куда ему деваться? Да и большинство не обратят на этот трюк внимания.

Сами страницы агентств на нашем сайте прошли ревизию. Кого-то мы просто отключили, а кому-то нарисовали новый дизайн, чтобы пользователи лучше понимали, что им делать на сайтах агентств. Сложно поверить, но иногда изменение одной из функциональных кнопок существенно меняет показатели.

Немаловажный момент в отношении с онлайновыми туристическими агентствами — предоплата для всех новых игроков и фиксация курса. Не являясь продавцом, Aviasales вынужден брать на себя многие риски, связанные с дистрибуцией билетов, в том числе валютные и репутационные. Если на какое-то агентство поступает непропорционально большое количество жалоб, это агентство нам приходится временно отключать, пока они не разберутся с источником проблем.

Кроме того, мы стали внимательнее следить за пиками интереса к какому-то определенному агентству, чтобы быть уверенными: у них всех в порядке и ничего не поломалось (а бывало и такое). Типичные случаи поломки — неправильно указанная цена на билет из-за внутреннего сбоя, ошибки с применением последнего курса валют или робкий демпинг.

Конечно, подобные инициативы пришлись по душе не всем нашим партнерам. Однако такая строгость в итоге окупается, в том числе ежемесячным ростом продаж, который мы фиксируем.

Об авторах
Макс Крайнов Управляющий директор Aviasales
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Как за месяц увеличить продажи с помощью гроуинга: советы Игоря Манна
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
«Без вас как без рук»: четыре манипуляции, на которые нельзя поддаваться