Бизнес, 12 янв 2017, 18:58
Артем Климов

Агенты без задания: как новые технологии перекраивают страховой рынок

Двигателем страхового бизнеса всегда были люди — страховые агенты, но теперь они стали бременем для работодателей
Читать в полной версии

Мы уже привыкли к мысли, что инновации приближают не только прогресс, но и безработицу. Foxxcon сократил 60 тыс. сборщиков электроники, заменив их на 40 тыс. роботов. В Amazon уже каждый четвертый складской работник — робот. Высокие технологии, по словам экспертов из «большой четверки» аудиторов, приведут к обнищанию целые страны, которым нечего предложить мировой экономике, кроме рабочей силы.

Проблемы начались и у белых воротничков. На Всемирном экономическом форуме в Давосе еще год назад был сделан доклад The Future of Job, где говорилось, что к 2020 году автоматизация станет причиной увольнения 5% офисных работников.

Лишние люди

Кажется, что все это происходит не сейчас и не здесь. Но и в России роботы атаковали людей на кадровом фронте. С легкой руки государства переход на электронные полисы ОСАГО в ближайшие годы оставит без работы десятки тысяч страховых агентов. Люди уже не нужны: их заменят интернет, электронные базы данных и умные алгоритмы кода. И это уже не первый случай, когда технологии драматически перекраивают в России целые рынки.

С 1 января 2017 года вступят в силу поправки в закон об ОСАГО, требующие от страховщиков продавать полисы в электронном виде. Автовладельцу уже не нужно будет приезжать к страховщику или вызывать к себе в офис страхового агента. Покупка полиса будет происходить в интернете. Полис будет приходить заказчику по электронной почте, при этом данные полиса будут вноситься в базу ГИБДД, так что водители вообще забудут о том, чтобы возить с собой бумажный документ.

По нашим оценкам, в страховой сфере работали 300 тыс. агентов, которые занимались продажами полисов ОСАГО, и теперь они могут остаться не у дел. Полис ОСАГО можно было купить в онлайне и раньше (страховой агент, который привозил полис, в этом случае фактически выполнял роль курьера). Однако в интернете заключалась малая толика сделок: выручка от продажи ОСАГО в интернете составила в 2016 году 480 млн руб. по сравнению с 68 млрд руб. продаж ОСАГО вообще.

Кажется, государство намеренно сокращает в страховании роль любых физических контактов. Даже пункт насчет бумажного полиса ОСАГО в законе звучит слегка иронично: при желании человек может получить полис на бланке строгой отчетности, но для этого надо приехать за ним в офис страховой компании или получить его по почте, но уже за свой счет.

ОСАГО — самый важный страховой продукт с долей рынка 21,4%, и его «обесчеловечивание» запустит тектонический сдвиг и в страховании, и на рынке труда вообще. Шутка ли, в одном только «Росгосстрахе» работает 65 тыс. агентов, которые обзванивают людей и выезжают к ним для подписания сделок. Большая часть агентов привыкла к продажам face-to-face и не сможет перестроиться. Как это было с палатками в центре Москвы, исчезнет целый культурный пласт — «газельки», фургоны, покупка страховок в прокуренных павильонах на авторынках.

Пока не все автовладельцы в курсе нововведений, но это вопрос небольшого времени. Какая же судьба ждет армию автовладельцев? Посмотрим на рынок туристических услуг, который уже пережил миграцию в интернет, но последствия ее ощущает до сих пор. Каждый второй билет в России сейчас покупается онлайн (для сравнения, в страховании 90% продаж обеспечивают агенты), и как минимум половина кассиров остались без работы, а это десятки тысяч человек.

С развитием рынка электронных авиабилетов и сервисов бронирования отелей типа Booking.com в России, по оценкам участников рынка, закрылось примерно 40% розничных туристических агентств, это тысячи точек, где работали десятки тысяч людей. Они нашли себя либо в крупных b2b-агентствах, либо в совсем других сферах бизнеса.

Как рассказывала мне одна из владельцев компании-туроператора, кассиров «увольняли пачками», и она сама уволила своих сотрудников, как только появилась возможность автоматизировать их труд. Профессия кассира пока еще востребована в туриндустрии, но если в начале 2000-х годов кассир, работающий в трех системах бронирования авиабилетов, получал оклад 80 тыс. руб. и проценты с продаж, то сейчас он согласится работать и за 40 тыс.

Новая игра

Похожая судьба уготована страховым агентам. Конечно, все 300 тыс. агентов не станут безработными в один момент. Какое-то время они будут звонить постоянным клиентам и напоминать: «У вас страховка закончилась! Продлевать?» А те будут на автомате отвечать: «Продлевай!» Но скоро все смекнут, что агент стал лишним звеном, и в течение двух-трех лет не менее 40% продавцов страховок придется уйти из профессии, как это уже случилось с билетными кассирами. Только в отличие от кассиров у ветеранов страхования гораздо меньше шансов остаться в игре.

Средний возраст страхового агента в России составляет 50 лет, и значительная часть агентов — работающие люди предпенсионного возраста. Работодатели вряд ли сохранят их на других должностях. Недавнее общероссийское исследование HeadHunter, охватившее работодателей из 27 различных отраслей, показало, что в 2016 году страхование оказалось на последнем месте по приросту новых вакансий (точнее, прирост был отрицательным).

Работы лишатся не только агенты. Переход ОСАГО в онлайн сделает ненужными архивы с огромным количеством бумаг. С каждого проданного полиса агенты сдавали в страховую компанию четыре-пять листов бумаги А4, которые по закону было обязательным хранить. Учитывая, что в стране 40 млн автомобилей, это тонны листов А4 ежегодно. Поэтому кроме агентов страховщикам нужны были люди, которые обслуживали и пополняли этот бумажный архив, но теперь и они станут не нужны. Вместо них страховщики станут нанимать IT-специалистов и консультантов по продажам.

Так, небольшие поправки в закон изменят одну из старейших и консервативных отраслей (страхованием занимались еще в древней Индии и античном Риме). Двигателем страхования всегда были люди — страховые агенты, но теперь они стали бременем для страховщиков. По некоторым услугам комиссии страховых агентов превышают 40%, и выход к клиенту напрямую повысит рентабельность бизнеса.

Помимо прочего, страховая отрасль теперь омолодится. Пока она почти целиком находилась в офлайне, было сложно объяснить 20-летним молодым специалистам, только что закончившим институт, что работа в страховании — это здорово. Теперь все новые позиции в страховых компаниях будут привлекательными как раз для них.

Об авторах
Артем Климов основатель Prosto.Insure
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Pro
Аттестация без негатива, обид и страха: 10 правил оценки персонала
Pro
Когда все пошло не по плану: 5 техник адаптации к вынужденным переменам
Pro
Глупцы на Олимпе. Почему компании меньше платят сотрудникам с высоким IQ
Pro
«Мужской грипп» не миф: почему мужчины хуже переносят простуду и ковид
Pro
Серая футболка, Dior и костюм стюардессы: зачем миллиардеры так одеваются
Pro
«В постоянном поиске». Как импортеры решают проблемы с платежами за рубеж
Pro
Скоро работодатели смогут забраться в голову к работникам. Законно ли это
Pro
Уволили за эксперименты: каково работать в Revolut — в шести пунктах