Бизнес, 21 июл 2015, 00:09
Алексей Лазоренко

Электричка до подъезда: зачем железнодорожники инвестируют в райдшеринг

Райдшеринговые сервисы вряд ли когда-нибудь вытеснят железнодорожные перевозки. Но в каждый населенный пункт рельсы не проложить. Тем более электрички в последнее время часто задерживают, если не отменяют совсем
Читать в полной версии

Такси нового поколения

На днях по европейскому интернету прокатилась новость о том, что Opel и ж/д оператор Deutsche Bahn инвестировали в немецкую компанию Flinc — сервис поиска автомобильных попутчиков. Детали сделки не разглашались, но инвестиции должны были быть весьма крупными. В прошлом году лидер в этой области по количеству зарегистрированных пользователей  — BlaBlaCar — получил рекордные для европейских стартапов $100 млн.

Основное количество «громких транспортных новостей» последнего времени было связано с так называемыми такси нового поколения. Либо обсуждались забастовки таксистов против Uber и Gett, либо многочисленные каршеринговые сервисы и беспилотные авто (разрабатываемые BMW или Google). На таком фоне новость про инвестиции в райдшеринг выглядит вполне логичной. Это очередное свидетельство, что транспортная индустрия, которая структурно была практически неизменна последние 40 лет, меняется прямо на наших глазах. Само собой эти трансформации рушат чей-то статус-кво, и кому-то это не нравится. Но очевидно, что процесс, вызванный текущими реалиями и новыми требованиями рынка, уже не остановить.

Вопрос: почему в райдшеринг инвестируют автогигант и железнодорожные компании? Это ведь совсем не их специализация. Тем не менее ситуация, когда автоконцерны инвестируют в райдшеринговые сервисы, не уникальна. Одна из самых громких историй была год назад, когда Daimler инвестировал в Carpooling.com и обещал компании помочь с выходом на рынок США. Cумма инвестиций тогда составила €10 млн. Трудно сказать, что из запланированного получилось, а что нет, но как-то существенно повлиять на индустрию им не удалось.

Электрички против Google

И вот теперь — Opel. Очевидно, что, для того чтобы составить глобальную конкуренцию, сумма должна быть огромной. Но самое важное в этом событии то, что в сделке принимает участие Deutsche Bahn — основной железнодорожный оператор Германии, на 100% принадлежащий государству. Это как если бы РЖД вкладывались бы в конкурента BlaBlaCar. Звучит немного абсурдно, правда?

Пару лет назад CEO SNCF (аналог РЖД) назвал два главных конкурента своей компании — Google и BlaBlaCar. Потому что обе эти компании создают условия и возможности для людей отказаться от слишком дорогих и неудобных услуг ж/д компаний. В прошлом году SNCF запустил свой райдшеринговый сервис Idvroom, потому что пригородные электрички каждый год теряют пассажиров. Простой факт: ежемесячно BlaBlaCar перевозит больше людей, чем одна из крупнейших ж/д компаний Европы Eurostar, которая является оператором Евротоннеля (соединяет Великобританию с материковой Европой).

Некогда большим и расслабленным железнодорожным компаниям, долгие годы живущим с ощущением безопасности, в последние годы приходится часто волноваться. И это хорошо. Для потребителя, то есть пассажира, конкуренция на благо — это отразится на качестве услуг, стоимости, сервисе и т.д. А для нас, новорожденных игроков транспортной отрасли, приятно осознавать, что раз такие гиганты «нервничают», значит, мы на верном пути.

Путешествовать экономно

РЖД, наверное, смотрят на своих европейских «коллег», как на инопланетян, и не понимают, откуда столько суеты. Но вспомним историю с отменой электричек в России в начале этого года. Лучшей рекламной кампании для BlaBlaCar нельзя было придумать: количество регистрирующихся в то время пользователей на нашем сайте в некоторых регионах увеличивалось в разы ежедневно. По нашим наблюдениям, многие те пользователи, до сих пор остаются с нами.

Основной мотив, почему люди пользуются райдшерингом, — возможность путешествовать экономно. Давайте посмотрим, сколько стоит билет на дорогу на разные виды транспорта, например, из Москвы в Ростов-на-Дону. Поезд — от 2400 руб., самолет — от 5100 руб., автобус и BlaBlaCar — от 1100 руб. Кстати, при райдшеринге водитель часто забирает и привозит пассажиров от подъезда к подъезду (по личной договоренности).

Для оценки потенциала райдшеринга еще интересно посмотреть на доступные предложения в трех любых городах России (все данные доступны на сайте BlaBlaCar). Например, на ближайшие даты «вокруг» Москвы доступно более 3400 предложений от водителей, «вокруг» Казани — 2900, «вокруг» Новосибирска — 2700. Эти цифры можно умножить на три — среднее количество свободных мест в авто, — чтобы увидеть потенциальный объем пассажироперевозок. Напомню, что в одном плацкартном вагоне — 54 места.

Будем честны, райдшеринговые сервисы вряд ли когда-нибудь вытеснят ж/д транспорт. Это никому и не нужно. Миссия райдшеринга — дополнять прочие виды транспорта. Ведь в каждый населенный пункт рельсы не проложить. А пускать регулярные рейсы по отдельным направлениям нет смысла — нет необходимого пассажирского потока. Однако существование райдшеринга как альтернативы поездам и автобусам — надежной и эффективной — вполне себе приятная перспектива.

Об авторах
Алексей Лазоренко руководитель BlaBlaCar в России и на Украине
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
Как Intel и Nvidia пытаются работать в КНР в условиях санкций
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком