Бизнес, 22 дек 2015, 15:57
Антон Титов

Дырявые ботинки: почему сейчас нужно строить обувные фабрики

Как бы ни снижался курс рубля, импортозамещению в обувной промышленности это слабо помогает. Компании-производители готовы наращивать мощности, но им не хватает отечественных материалов
Читать в полной версии

Кредит на сапоги

Кризис до сих пор душит обувной рынок. Люди экономят на всем, донашивают старые сапоги и ботинки. И пусть в денежном выражении объем продаж почти не изменился, это никого не обманывает. Просто импортная обувь сильно подорожала, а она преобладает на наших прилавках.

В натуральном выражении (в штуках) падение продаж достаточно сильное. Наиболее глубоким оно было в первом квартале 2015 года — на 20–25% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Во втором полугодии темпы падения стали замедляться. В целом по году обувной рынок в парах сократится на 18–20%.

Ретейлеры спокойны — рано или поздно покупатели вернутся. Обувь постепенно изнашивается, а босиком ходить никто не сможет. Просто кризис поменяет приоритеты потребителей. Большей популярностью будет пользоваться недорогая обувь ходовых цветов. И если раньше брали в кредит айфоны, то в следующем году популярным станет заем на покупку зимних сапог.

Зарплата ниже, чем в Китае

Главное, что сейчас интересует предпринимателей, — где будут сделаны эти сапоги? В Польше, в Китае или все-таки в России? За счет девальвации рубля отечественное производство становится более конкурентоспособным. В валютном эквиваленте заработная плата на обувных фабриках в России сейчас по некоторым специальностям ниже, чем в Китае. Отдельные материалы из российского сырья тоже стали дешевле китайских.

В долгосрочной перспективе девальвация выгодна и ретейлерам. Им проще работать с отечественными фабриками: нет валютных рисков, упрощается логистика, можно планировать поставки более мелкими партиями и не раз в полгода, а хоть еженедельно.

Несмотря на все это, в ближайшие годы отечественная обувь вряд ли сумеет отвоевать хотя бы половину места на полках обувных магазинов. Опыт прошлых кризисов показывает, что драйва от девальвации хватает всего на два-три года. Предприниматели понимают, что закладывать эффект от снижения валютного курса в основу бизнес-стратегии слишком опрометчиво. Есть риск, что скоро импортировать обувь опять станет выгоднее, чем производить ее здесь.

К тому же многие компании сейчас не могут не только развитие планировать, они не знают, как финансировать текущий бизнес. Даже те, у кого есть заказы, не могут расширить производство, потому что кредиты недоступны: процентные ставки очень высоки, а финансирование выделяется лишь на короткие сроки.

Обувная фабрика окупается пять-семь лет. Для банков это слишком долгий срок. У них нет длинных денег. Ситуация в финансовом секторе еще более тяжелая, чем в ретейле и промышленности.

Импортные нитки

Еще одно серьезное препятствие для импортозамещения — дефицит отечественных материалов и комплектующих для производства обуви. На всю страну у нас всего четыре крупных кожевенных завода, у которых к тому же очень узкий ассортимент продукции. В России практически не выпускаются подкладочный мех и фурнитура для обуви. Качественные нитки, иголки, клей — все это тоже импортное. Про оборудование и технологическую оснастку лучше промолчу.

Инвесторы не вкладывают деньги в производство комплектующих. У таких проектов срок окупаемости еще больше, чем у обувной фабрики. Возврата денег придется ждать более 10 лет. Отпугивает и то, что в России пока очень небольшой рынок сбыта материалов и комплектующих для производства обуви.

Проще всего сейчас организовать выпуск подошв и стелек. Будут развиваться и производства, связанные с переработкой сырья, например кожи. Уже анонсировано создание крупного кожевенного завода в Алтайском крае. Хуже обстоят дела с организацией производства меха для обуви: в стране просто нет подходящего сырья — тонкорунной овчины.

Чем больше обуви выпускается в стране, тем выгоднее производство комплектующих. С этой точки зрения идеальной представляется ситуация, когда каждая вторая пара обуви, которая продается в нашей стране, здесь же будет и выпускаться. Половина — это более 200 млн пар обуви в год. Сейчас, по разным оценкам, в России производится от 50 млн до 80 млн пар обуви в год, таким образом, для создания эффективной отрасли российским обувщикам нужно увеличить производство более чем на 100 млн пар.

Обувная революция

Мощность фабрики и стоимость оборудования сильно зависят от степени автоматизации производства. На наш взгляд, средней можно считать фабрику, которая выпускает 500 тыс. пар обуви в год. Минимальные затраты на создание современного производства такой мощности — 500 млн руб. Значит, чтобы увеличить выпуск обуви на 100 млн пар, в стране надо создать 200 обувных фабрик. Цена вопроса — 100 млрд руб.

В России уже сложились четыре центра обувного производства — в Ростовской, Ленинградской, Новосибирской и Челябинской областях. Именно на их основе могут появиться кластеры по производству обуви, а также материалов и комплектующих для ее выпуска.

В обувной промышленности сейчас происходит технологическая революция. Отрасль уходит от ручного труда, на фабриках устанавливаются автоматизированные раскройные и швейные комплексы, что дает возможность существенно снизить себестоимость продукции. Сейчас самый удачный момент для возрождения отечественной обувной отрасли — происходит смена технологий, и можно резко оторваться от конкурентов.

Об авторах
Антон Титов директор группы компаний «Обувь России»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Pro
Вам не нужно «больше работать» для успеха. Вам нужно сфокусироваться
Pro
Как напечатанное оружие стало глобальной угрозой
Pro
«Никто. Ничего. Не читает». Работающие способы делегировать любую задачу
Pro
Поколение «ни-ни». Почему молодые люди массово отказываются работать
Pro
Как определить реальные цели в карьере и успешно достичь их
Pro
«Страшнее рака»: чем грозит миру резистентность к антибиотикам
Pro
Техника уточнения: как применять в работе этот метод жестких переговоров
Pro
Шопинг-стримы в Китае удивляют оборотами. Какие шансы у них в России