Падение экономики, 25 дек 2014, 16:02
Марк Розин

Рост или выживание? 8 советов предпринимателям в кризис

Для людей, привыкших к успеху, экономический спад становится тяжелым испытанием. Одни, стиснув зубы, продолжают карабкаться на Эверест, преодолевая все. Но это путь не для каждого. А есть ли другой? Как правильно действовать в такое время, чтобы не разочароваться в себе и не потерять драйв?
Читать в полной версии

Символ веры современного бизнеса – это рост. Рост выручки, прибыли, территории, численности, количества брендов, услуг, клиентов. Потому и самая подходящая культура для бизнеса – это культура успеха, она же культура достижений. Покорил одну вершину – и сразу же, без отдыха, отправился покорять следующую, более высокую.

Для небольшого числа компаний сейчас наступило время роста, но подавляющее большинство в нынешних экономических реалиях будет съеживаться в размерах, терять выручку, прибыль, сотрудников, бренды, территории, переезжать из офиса в офис, меняя класс A на класс B, а потом и C, постепенно (или быстро) съезжая под гору по тропе, по которой годами карабкались вверх.

Для настоящих бизнесменов из культуры успеха это тяжелое испытание – прежде всего психологическое. Нет больше роста и нет того успеха, который вдохновляет на новые достижения. Как будто альпинист, покоривший семитысячник, вместо того чтобы штурмовать восьмитысячные пики Эвереста, вынужден теперь ограничиться Эльбрусом (тоже неплохая вершина, конечно, хотя всего 5100 м), а потом вообще, тяжело дыша, пытается взобраться на местный холм. И вот бизнесмены встали в очередь к коучам с темой демотивации и бессмысленности. Безусловно, лекарство многим уже выписано (просто не все еще получили рецепт). Как только придется спасать компанию от банкротства или бежать от тюрьмы (тьфу-тьфу), демотивация сменится великим драйвом, но это уже будет драйв выживания, а не драйв роста. А нет ли иных, менее радикальных средств?

Одно из них прекрасно отражено в историческом анекдоте из жизни Иосифа Сталина (не исключаю, что в его основе лежит подлинный разговор). Как-то раз Сталин встречался с грузинскими борцами, и те пожаловались ему, что иностранные судьи постоянно засуживают их по очкам. Сталин пыхнул трубкой и сказал: «А вы кладите их на лопатки, товарищи».

Понимаете, в чем идея? Да, рост и победа возможны в любых, сколь угодно неблагоприятных внешних условиях, если ты настоящий победитель. А значит, поднимаем еще выше символ веры – рост, выводим себя из ступора, уныния и, стиснув зубы, отправляемся покорять Эверест, пусть даже поднялась метель, а барометр предвещает бурю. Слава смельчакам!

Но этот путь подходит не каждому. Дорога на Эверест усеяна трупами. Не все по своему характеру могут годами стремиться к победе, когда их раз за разом засуживают судьи. Есть ли другой путь?

Еще раз обратимся к истории – теперь уже точно подлинной. К знакомому мне спортивному психологу пришла пара, танцующая бальные танцы, и пожаловалась на демотивацию. Как вы думаете: чем была вызвана демотивация? Да все тем же самым: их засуживают иностранные судьи, и, танцуя лучше всех, они не могут пробиться на первые места. (Видимо, вопреки классику, ничто не меняется под луной – то ли в реальности, то ли в сознании людей.) Спортивный психолог сказал: «Приз – ничто, главное – изгиб спины». (Трубки у него не было, и сказал он, конечно, не эту красивую фразу, а много других, пока подводил их к осознанию того, что уникальный изгиб спины в гениальном танце намного привлекательнее медали, и именно за этим, а отнюдь не за первым местом они пришли в танец, и именно это может их по-настоящему мотивировать, – но суть была именно такой.)

Замечаете ли вы, что речь идет о революции – о том, чтобы сбросить с пьедестала рост как символ веры? Объединив эти две истории, можно прийти к озарению: чтобы положить противника на лопатки, надо «сосредоточиться на изгибе спины». Пока ты мечтаешь о призе, твой бросок не будет совершенным.

Только сменив фокус достижений на фокус качества, растворившись в процессе, перейдя в «здесь и сейчас» – когда танец или бросок длится вечность, когда нет ничего ни до, ни после и наслаждение от совершенного движения заполняет мозг без остатка, – только так можно положить противника на лопатки и получить уже совершенно не нужный тебе приз.

Но разве это не история про медитацию, про работу над собой? Как применить ее к бизнесу?

Для бизнеса описанный подход состоит в принципиальном изменении стратегии: замените стратегию роста стратегией качества. Создайте уникальное качество продукта, уникальную ценность для клиента, тот самый совершенный «изгиб спины», а остальное придет само.

Вот несколько предложений.​

1. Несмотря на кризис, и даже именно из-за кризиса займитесь самыми фундаментальными вопросами бизнеса: в чем ваша миссия, кто ваш клиент и какую ценность вы можете принести клиенту?

2. Да, вам придется вести антикризисные совещания – обсуждать курс доллара и сокращения. Отдельно от них – не смешивая! – проведите стратегические сессии, посвященные миссии и стратегии. Уже самим своим существованием такие сессии позволят сохранить позитивный настрой сотрудников (даже в блокадном Ленинграде ставили спектакли и играли классическую музыку – и процент выживших среди тех, кто в этом участвовал, был выше).

3. Определившись с миссией, вовлеките людей в обсуждение того, как усовершенствовать ваши лучшие продукты или какие новые продукты следует создать.

4. Выберите несколько направлений кардинального совершенствования своих продуктов и услуг, попросите своих сотрудников возглавить соответствующие проекты и собрать межфункциональные команды энтузиастов (лидерами могут оказаться как топ-менеджеры, так и сотрудники другого уровня).

5. Поставьте перед командами этих проектов единственную цель: совершенный продукт – счастливый клиент. Никаких финансовых целей, никаких задач по коммерциализации. Сделайте продукт с уникальной ценностью – и клиент найдется.

6. Не мотивируйте эти проектные команды деньгами. Позовите только тех людей, которые готовы работать на энтузиазме.

7. Позовите в проектные группы клиентов – расскажите им, что вы делаете для них совершенный продукт и потому нуждаетесь в их помощи. Вы удивитесь, но многие сотрудники клиентов согласятся участвовать в этом бесплатно.

8. Сделайте так, чтобы эмоциональная насыщенность у процесса совершенствования продуктов или услуг была существенно выше, чем у процесса кризис-менеджмента. Для этого, правда, вам самому придется заняться медитацией, чтобы это стало внутренней правдой для вас. И здесь бизнес и медитация смыкаются.

Итак, я предлагаю заменить символ веры. Рост не имеет значения – важно лишь качество и счастье клиента. Те, кто поверит, выживут. Дни остальных сочтены.

Об авторах
Марк Розин Президент «ЭКОПСИ консалтинг»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе