Бизнес, 31 авг 2016, 16:43
Алексей Гирин

Русские в Нью-Йорке: как вывести стартап на американский рынок

Сильная сторона россиян — технологические стартапы, а вот представить инвесторам четкий бизнес-план у них не всегда получается
Читать в полной версии

Полгода назад мы запустили свой первый акселератор в Нью-Йорке. Мнения о нем поначалу были самые разные: кто-то удивлялся, что в Америке, и не верил в нас; кто-то — что в Нью-Йорке, а не в Кремниевой долине, «как все». Так или иначе, в июле мы закончили уже второй набор — десять новых команд (кстати, не только из России, но и с Украины и из Белоруссии). А в середине августа уже начали новую программу. То есть — не все так плохо, как думали некоторые поначалу.

Не раз я читал статьи о том, чем плохи российские стартапы в духе «10 типичных ошибок» наших молодых предпринимателей, но редко видел заметки о том, за счет чего и как могут преуспеть наши талантливые команды за рубежом. Команды первого набора дали нам неплохую пищу для размышлений на этот счет, и я хочу поделиться своими наблюдениями.

Технологии решают

Итак, три проекта первого выпуска получили предложения о покупке от стратегов: два из Америки, один из России. Пока не могу сказать, от кого. Но это и неважно, интереснее понять другое: что же дают понять эти положительные примеры, чтобы преуспеть на столь высококонкурентном рынке, как США?

Первый момент — технологии решают. Это то, чем российские компании очень часто и выгодно отличаются от многих других (и американские инвесторы, и клиенты это уже выучили), и этим преимуществом надо уметь пользоваться. В подтверждение сразу история из первого выпуска. Стартап GeoCV — решение, которое позволяет визуализировать любую квартиру при помощи бытового 3D-сканера. Если называть вещи своими именами, то у стартапа пока особо нет прибыли, небольшой трекшн (любого рода конкретные результаты в динамике и в цифрах), но при этом очень сильное технологическое решение — настолько, что возбудило местных. Этот рынок узкий, все друг друга знают, поэтому технологии оценивают очень быстро и профессионально. Для стратегов технологии важнее, они хотят видеть перспективы, поэтому не так давно ребята из GeoCV получили предложение о покупке от своих калифорнийских конкурентов. Примут они его или нет — это уже другой вопрос. Американские фонды тоже начинают потихоньку интересоваться проектом, но пока осторожно — им как раз нужен трекшн.

Второй момент — трекшн, трекшн и еще раз трекшн. К сожалению, не самое сильное место российских стартапов. Когда компания совсем молодая, но все видят, что у нее многообещающие технологии, как, например, у упомянутой GeoCV, — привлечение клиентов и инвесторов строится на «продаже будущего», и это относительно легко. Но как только компания переходит в следующую стадию и заявляет, что понимает, как будет зарабатывать деньги — двери многих инвесторов автоматически закрываются — и ей говорят: «Давай показывай, тогда и дадим денег». Поднимать инвестиции и привлекать клиентов после этого становится в какой-то степени сложнее — ребятам говорят: «Вы отличные парни, но приходите теперь, когда подтвердите свою бизнес-модель». Это, кстати, одна из причин, по которой мы и открыли акселератор в США — помогать компаниям развивать бизнес, знакомить с местными клиентами, получать от них отзывы и т.д.

Третий момент — восприятие стартапа как местного. Про это любят говорить — и это правда: важно, где находится команда постоянно, где она сидит и работает. Никогда не видел никаких предубеждений от местных инвесторов или партнеров по поводу того, что компания российская или с основателями-россиянами, но вот словосочетание «компания из России» может напрягать. Почувствуйте разницу. Американские компании в среднем проще поднимают инвестиции и по более высокой оценке, легче находят партнеров. Основная причина в том, что их воспринимают как местные, локальные. R&D может находиться где угодно — в Индии, России, на Дальнем Востоке — это неважно, но бизнес, основатели — только в США. Тогда у всех складывается ощущение, что компания местная — это успокаивает. Не все наши парни, к сожалению, это понимают. К слову, и их основные сложности в первую очередь культурологического и бытового характера, а значит, решаются постоянным проживанием, практикой общения. Надо просто жить здесь и заниматься бизнесом.

Нью-йоркские будни

В завершение еще несколько любопытных нюансов.

Американский рынок, безусловно, очень развитый, и это иногда создает необычные ситуации: некоторые ниши здесь настолько сильно «зачищены», что предпринимателям с сильной технологией и командой открывается неожиданное окно возможностей. В такой ситуации оказался стартап из первого акселератора Navigine, который занимается навигацией. Когда они начали разворачивать в США пилотные проекты, оказалось, что прямых сильных конкурентов сейчас здесь нет: всех купили стратеги. Одного — Cisco, другого — Oracle. В итоге ребята сумели закрепиться, в них вложился местный ангел, а недавно сделал предложение и российский стратег. Интересно, что парни пока не приняли его, потому что хотят развиваться самостоятельно.

То, что мы приехали не в Долину, как многие, а в Нью-Йорк, тоже играет на руку. Местные стартапы в основном делают довольно «легкие» технологические решения: электронная коммерция, маркетплейсы, fashion, fintech и т.д. То, что у нас ребята с очень сильными технологиями, выгодно отличает нас от других. Кроме того, в Нью-Йорке стартапы исторически больше настроены на то, чтобы делать бизнес, работать — Долина в какой-то степени развращает, там есть легкие инвестиционные деньги, тусовки, вечеринки, в итоге работать сильно некогда. По крайней мере водители Uber в Нью-Йорке меня пока еще не питчили (не пытались рассказать свой бизнес-план), как это запросто может произойти в Сан-Франциско.

Как видите, не все так плохо со стартапами из России. Главное — здраво оценивать свои возможности и фокусироваться на преимуществах, которые у наших ребят есть. Забавно, что как фонд в определенной степени мы сами находимся в той же ситуации, что и стартапы: новая страна, где мы чужие, новые вызовы. Рецепт для нас — ровно такой же, как и для них. Пока местные инвесторы с интересом посматривают на выпускников первого акселератора, с кем-то начали общаться, даже делают первые предложения, но в целом смотрят осторожно. Но демодень (презентация проектов) второго выпуска, который будет в начале декабря, уже вызывает на порядок больший интерес у местных инвесторов, чем первый.

Об авторах
Алексей Гирин управляющий партнер Starta Capital
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Букмекеры и fashion-ретейлеры сократили расходы на рекламу в интернете
Гречиха перестала быть сверхприбыльной для компаний. Как это меняет рынок
Три признака, что компании пока рано выходить на экспорт
Лизинговые компании вышли на плато после волны возвратов грузовиков
Как пошлины Трампа разогнали «чипфляцию» в США
Как Еврокомиссия предложила использовать €210 млрд российских резервов
К вам придут раньше. Почему подрядчику не стоит слепо верить госзаказчику
Худшая азиатская валюта за год. Почему курс рупии бьет антирекорды