Падение экономики, 01 дек 2014, 19:02
Елена Колчина

Падение рубля: почему не стоит ругать ЦБ

С начала года рубль обесценился к доллару уже более чем на 60%, американская валюта в понедельник стоила 52 рубля. Виноват ли в этом Банк России?
Читать в полной версии

В развитых странах главная задача центрального банка –  сбалансированный экономический рост при контроле над инфляцией. Еще одна задача – обеспечение стабильности финансовой системы. При этом цели поддержания национальной валюты у него нет, наоборот, ее обесценение – это одна из мер, помогающих экономическому росту. Девальвация валюты позволяет распределить бремя экономических проблем равномерно на все субъекты экономики и помогает улучшить конкурентоспособность производимых товаров. В результате удается избежать резкого экономического спада и запустить процессы экономического выздоровления.

В развивающихся странах центральному банку сложнее. Одна из его основных задач – контроль над курсом национальной валюты. Проблема многих развивающихся стран, и в особенности России, в том, что доля товаров ежедневного использования, которые производятся внутри страны, низка. Поэтому даже при падении курса нет возможности заменить импортные товары на отечественные. 

Снижение национальной валюты приводит к росту инфляции и обесценению сбережений. А кредиты, взятые в валюте, растут. Эти кредиты население брало потому, что высокие ставки по кредитам в рублях и более низкие – по кредитам в долларах заставляли закрыть глаза на валютные риски. Например, моих коллег из лондонского офиса мало волнует, что фунт упал почти на 10% с летнего пика этого года. Доля импортных товаров в их ежедневном потреблении очень низка, а взять кредит не в национальной валюте практически невозможно. 

Не ругайте российский ЦБ. Многие говорят, что непонятно, какие у него приоритеты. Что сейчас важнее – снижение инфляции, стабилизация курса или стимулирование экономического роста? В кризис важно просто выжить, экономить ресурсы и использовать их на затыкание дыр. В последние годы российский ЦБ последовательно проводил политику перехода к инфляционному таргетированию и уменьшению контроля над валютным курсом. Эта политика способствовала снижению инфляции, управлению ликвидностью банковской системы через механизм процентных ставок, сохранению валютных резервов и сглаживанию влияния внешних факторов на экономику. 

В этом году ЦБ продолжил следовать этой политике. Он несколько раз резко повысил процентные ставки, повторяя, что контроль над инфляцией остается приоритетом. Однако в последние месяцы ситуация ухудшилась из-за роста давления на валюту после введения экономических санкций и падения цены на нефть. При этом инфляция росла вслед за ослаблением рубля и ростом цен на продукты после введенных Россией продовольственных санкций. ЦБ был вынужден увеличить интервенции на валютном рынке. Это приводило к снижению резервов и сокращению рублевой ликвидности на рынке, но не помогало стабилизировать валюту. А высокие процентные ставки, как известно, не очень эффективны в борьбе с экономическим кризисом. За это ЦБ и подвергался критике. 

Почему ЦБ так сфокусирован на контроле над инфляцией? Почему для жителей развитых стран инфляция – одна из основных причин беспокойства, хотя мы недавно жили с двузначной инфляцией и не беспокоились? 

На мой взгляд, это было возможно из-за нескольких факторов. После распада СССР многие граждане бесплатно получили в собственность жилье, в котором проживали, – это избавило их от необходимости брать ипотечные кредиты. Начиная с 2000-х годов реальные доходы населения росли достаточно быстро, так как экономика активно развивалась. Подоходный налог в России был и остается одним из самых низких в мире. Несмотря на рост тарифов на транспорт и коммунальные платежи, они все равно оставались ниже их реальной стоимости. Население хранило сбережения в долларах, на депозитах с высокими процентами. Уровень долга у россиян был минимальным, в том числе из-за высоких ставок по кредитам.

В развитых странах мы наблюдаем высокие налоги, зарплаты индексируются всего на 2–3% в год, а ставки по вкладам нулевые. К тому же почти у всех есть кредиты. Расходы на транспорт и коммунальные платежи составляют значительную часть регулярных платежей, а стоимость недвижимости запредельна. Живя в Лондоне, я точно знаю стоимость хлеба и бутылки простой минеральной воды. В то время как в Москве я не обращала внимания на цены на основные товары в магазине.

Однако постепенно инфляция и в России стала гораздо болезненнее. Рост реальных доходов и пенсий замедлился. Тарифы выросли, уровень долга – тоже, молодые семьи вынуждены покупать недвижимость с ипотекой, сбережений становится все меньше,  ставки по депозитам низки.  Тем не менее в России еще есть запас мириться с более высокой инфляцией, чем на Западе, но, видимо, не так долго. Налоговое бремя растет, экономика стагнирует, и зарплаты сокращаются.

Мне кажется, что ЦБ проводит правильную политику: не отступаясь от основной цели, остается гибким и действует по обстоятельствам, при этом стараясь сберегать резервы. И мы давно не видели очередей в банки за снятием депозитов, как в прошлые кризисы.

Об авторах
Елена Колчина Портфельный управляющий Signet Capital Management
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
Как Intel и Nvidia пытаются работать в КНР в условиях санкций
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Второй «пузырь доткомов»: как может выглядеть крах ИИ
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители