Экономика, 05 мар 2015, 16:18
Павел Чистяков

Быстрее, выше, сильнее: стереотипы транспортного строительства в России

Грузовой транспорт важен для страны. Но в условиях, когда большая часть ВВП генерируется в секторе услуг, скорость пассажирских перевозок – решающий аргумент в плане для экономического роста
Читать в полной версии

Продолжение статьи «Большие стройки: почему сейчас нужно вкладываться в дороги и аэропорты».

Пассажиры важнее грузов

С советских времен в транспортной политике господствует мнение, что для экономики важен в первую очередь грузовой транспорт, а перевозка пассажиров – это социальная задача. В условиях, когда все большая часть ВВП страны генерируется в секторе услуг, скорость и комфорт пассажирских перевозок становятся, возможно, более существенным стимулом экономического роста.

В последние десять лет более 80% прироста спроса на пассажирские перевозки в России обеспечивают деловые и туристические поездки. Их ускорение даст максимальный экономический эффект, и ключевую роль здесь должны сыграть проекты скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения.

Помимо ВСМ Москва – Казань, примером такого проекта может стать организация железнодорожного сообщения со средней скоростью до 150 км/ч на по маршруту Москва – Тула (и далее на Орел и Курск). Согласно исследованиям Центра экономики инфраструктуры, на всех видах транспорта, включая личные автомобили, между Москвой и Тулой совершается более 4,5 млн поездок в год; расчеты показывают, что не менее 750 тысяч таких пассажиров и водителей могут пересесть на скоростной поезд.

Весьма перспективно и развитие скоростного железнодорожного сообщения между ближайшими крупными городами Сибири (например, Томск – Новосибирск) и Урала (по линии Нижний Тагил – Екатеринбург – Челябинск).

Не хватает дорог

На тех направлениях, где железнодорожное сообщение не предполагается, нужно сконцентрировать усилия на расшивке узких мест на автодорогах, причем в первую очередь – в крупнейших агломерациях. Первые шаги в этом плане сделаны, в первую очередь, в Московском и Санкт-Петербургском транспортных узлах. В Московской области расширено Новорижское шоссе, в начале 2015 года введен первый участок будущей платной трассы между Москвой и Санкт-Петербургом. Существенно ускорено движение по трассе М4 «Дон» – основной дороге, связывающей Москву и южные регионы страны. В Санкт-Петербурге введено два участка Западного скоростного диаметра.

К сожалению, пока подобных проектов крайне мало реализовано в России, хотя многие города испытывают в них острую потребность. Например, жизненно необходимый обход Волгограда планируется завершить лишь к 2026 году. Сейчас через город проходит грузопоток из регионов Северного Кавказа и Азербайджана, ухудшая транспортную ситуацию.

В Екатеринбурге Малое автомобильное кольцо давно превратилось в городские улицы; необходимо замыкать Большое кольцо между Московским и Челябинским трактами. Отсутствует южный и восточный обход Новосибирска, что увеличивает нагрузку на основные городские улицы.

Самолет и поезд – не конкуренты

Еще один стереотип транспортной политики, требующий пересмотра, – позиционирование авиации как более дешевой альтернативы наземному транспорту. Сегодня основной объем пассажирских перевозок всеми видами транспорта – на расстояниях менее 500 км. На таких дистанциях авиация не может конкурировать с автобусом или поездом ни по цене, ни по времени в пути с учетом проезда из города до аэропорта и прохождения всех процедур.

В этой связи в развитии авиации правильнее сосредоточиться на строительстве крупных авиаузлов, таких как планируемый «Южный хаб» в Ростовской области или аэропорт Новый под Хабаровском. Они смогут получить достаточно масштабный пассажиропоток на средне- и дальнемагистральных линиях и стать альтернативной Московскому авиационному узлу.

Не забывать об экспорте

Для развития инфраструктуры, ориентированной на перевозку грузов, нужно учитывать специфику российской экономики: она выстроена вокруг добычи и экспорта сырьевых товаров с низкой степенью обработки. Быстрого роста спроса на экспорт ключевых российских товаров в среднесрочной перспективе не ожидается.

Поэтому эффективнее направлять средства на те проекты, которые могут повысить рентабельность существующих экспортных потоков (например, железнодорожные подходы к экспортным портам Ленинградской области, Краснодарского края, южного побережья Дальнего Востока), а не на те, которые ориентируются на разработки новых месторождений (железнодорожная ветка Кызыл – Курагино).

Больше грузов на железную дорогу

На протяжении последних 10 лет происходило переключение грузопотоков с железных дорог на автомобильные, хотя стоимость перевозки автомобильным транспортом в 2012 году составила 4,74 руб./тонно-километр, а железнодорожным – всего 0,74 руб./тонно-километр. Основная проблема железной дороги – отсутствие гарантий доставки грузов в нужный срок и низкая скорость. Российская сеть железных дорог ориентирована на перевозку крупнотоннажных биржевых экспортных товаров, для которых точность и скорость не так критичны.

Практически отсутствуют перевозки грузов по расписанию, столь необходимые для грузоотправителей, работающих с небольшими партиями. Внедрение перевозок по расписанию – сначала в экспериментальном режиме, а в более далекой перспективе, возможно, перевод всех грузовых перевозок с диспетчерского управления на перевозки по расписанию – поможет привлечь дополнительный грузопоток на железную дорогу и в целом поднять скорость движения не только грузовых, но и пассажирских поездов.

Не менее важная причина перетока грузопотоков на автодороги – сложности с доступом к сети железных дорог. Нужно снимать экономические и технологические барьеры для подключения логистических терминалов к железнодорожной инфраструктуре общего пользования. Нужно сокращать сроки согласования заявок на перевозки и нормативные сроки доставки, оптимизировать взаимодействие потребителей, перевозчиков и операторов вагонного парка.

Все это позволит сократить транспортные затраты предприятий и разгрузить автомобильные дороги.

Водная альтернатива

Разными видами транспортной инфраструктуры – железнодорожной, автомобильной, воздушной и водной – сейчас занимаются отдельно друг от друга четыре специализированных ведомства: Росжелдор, Росавтодор, Росавиация, Росморпорт. Кооперация между ними недостаточна, и о сбалансированности транспортной системы в целом мало кто думает.

А ведь стоило бы, например, совместно развивать внутренний водный и железнодорожный транспорт. Повышение пропускной способности шлюзов Волго-Донского канала позволит перебрасывать широкий спектр грузов с железной дороги на направлении Поволжье – Юг, а значит, ускорить пассажирские перевозки летом. Сравнительно малокапиталоемкие проекты развития Единой глубоководной системы России могут дать самую высокую среди всех видов транспорта отдачу на рубль государственных вложений – при условии, что они будут оптимально состыкованы с планами развития других видов транспорта.

В пассажирском транспорте имеет смысл увязывать друг с другом развитие скоростных железнодорожных перевозок и авиации. Инвестиции в воздушный транспорт и ВСМ могут дополнять друг друга при создании мультимодальных хабовых схем. Это обеспечит дополнительные пассажиропотоки на каждом из видов транспорта и повысит загрузку транспортной инфраструктуры в целом. Аэропорты, расположенные вдоль ВСМ, будут дополнять наземный транспорт, а не конкурировать с ними.

Кто заплатит за инфраструктуру

Основные экономические эффекты от развития транспорта возникают в других отраслях экономики и выходят далеко за пределы выручки компаний-перевозчиков. Улучшение работы транспорта дает экономике эффекты масштаба и концентрации, повышает доступность квалифицированных кадров и инноваций. Выгоду от развития междугородного транспорта могут получать даже те компании, сотрудники которых не выезжают за пределы своего города, и которые не генерируют никакого межрегионального грузопотока.

Поэтому, вопреки устоявшемуся стереотипу, для определения целесообразности государственных инвестиций в транспортные проекты нужно научиться оценивать внетранспортные экономические и бюджетные эффекты. Неправильно переносить бремя инвестиционных расходов на развитие транспортной инфраструктуры только на ее непосредственных пользователей. Особенно это касается проектов ускорения пассажирского сообщения. Такие проекты выгодны прежде всего государству в целом.

Вложения в транспортную инфраструктуру, как и в начале ХХ века, могут внести существенный вклад в экономический рост страны. Но сейчас эффекты от этих вложений иные, а значит, изменились и критерии выбора приоритетных проектов. В кризисные времена нужно сосредоточиться на тех направлениях развития транспорта, которые дадут наибольшую бюджетную отдачу.

Об авторах
Павел Чистяков Вице-президент Центра экономики инфраструктуры
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России