Четыре шага для Греции: как спасти экономику после референдума
Победа, ставшая поражением
Греческий кризис — трагедия для страны и угроза для мировой экономики. Германия требует, чтобы Греция продолжала выплачивать долги в полном объеме, несмотря на то что у Греции совершенно очевидно нет денег, а Международный валютный фонд говорит о необходимости снижения долгового бремени. Столкновение реальности (неплатежеспособность Греции) с политикой (требования Германии) не могло не привести к катастрофе. Так и произошло: на прошлой неделе греческая банковская система рухнула.
Тем не менее еще есть способ выйти из этой сложной ситуации. Долг Греции следует резко сократить, и страна должна остаться в еврозоне.
Еще весной на переговорах с кредиторами Греция понимала это, настаивая на сокращении долга. Германия отказалась. США и МВФ неофициально встали на сторону Греции, тем не менее победу одержала Германия, как обычно и происходит с кредиторами.
Впрочем, иногда победы кредиторов ведут к их собственному поражению. Подталкивая должника к критической ситуации, они могут довести страну до полномасштабного дефолта. Ошибка Германии на минувшей неделе заключалась в подталкивании греческой экономики, уже находящейся в состоянии, сравнимом с «Великой депрессией», к полному финансовому коллапсу.
У министра финансов Германии Вольфганга Шойбле ясная переговорная стратегия, нацеленная на принуждение Греции к согласию на выход из еврозоны. К несчастью для него, Греция не хочет выходить и ее нельзя заставить это сделать по условиям соглашений, на которых основан Европейский союз. Греция хочет остаться в еврозоне, причем с уменьшенной долговой нагрузкой. Эта позиция экономически разумна и защищена международными соглашениями.
Кризис в центре Европы
Выход из зоны евро может обойтись Греции очень дорого и, скорее всего, вызовет политический и социальный хаос (и, возможно, гиперинфляцию) в сердце Европы. Ценность сбережений греческих граждан резко упадет, если евро вдруг будут конвертированы в новые драхмы. Средний класс исчезнет. При этом замена валюты не сэкономит стране ни цента внешних долгов, которые, естественно, будут по-прежнему номинированы в евро.
Греция не в состоянии нести такое долговое бремя. На этой неделе страна пропустила очередной платеж в адрес МВФ, совершенно правильно предпочтя выплату пенсий обслуживанию долга. Кредиторы страны теперь должны договариваться о согласованном сокращении долга с помощью комбинации из низких (и фиксированных) процентных ставок, уменьшенного номинального размера долга и увеличенных сроков погашения.
Есть много прецедентов такого рода. Реструктуризация суверенных долгов проводилась сотни, а может быть, и тысячи раз, в том числе для Германии. Жесткие требования кредиторов из американского правительства к Германии после Первой мировой войны способствовали финансовой нестабильности Германии и других стран Европы и косвенно приходу к власти Адольфа Гитлера в 1933 году. Однако после Второй мировой войны Германия получила значительные и разумные уступки со стороны правительства США, а в конечном счете в 1953 году долг был списан. Это очень помогло не только Германии, но и миру. Тем не менее Германия не смогла выучить этот урок собственной истории.
Четыре шага
Выходу из греческого кризиса помогут четыре шага. Во-первых, греческому народу следовало в эти выходные сказать твердое «нет» кредиторам на референдуме по поводу их требований (так и произошло).
Во-вторых, Греция должна и дальше отказываться от обслуживания своего внешнего долга перед официальными кредиторами до тех пор, пока в ближайшие месяцы не будет достигнуто соглашение о его реструктуризации. Учитывая экономическую депрессию, Греция должна использовать свои финансовые ресурсы на выплаты пенсионерам, оказание продовольственной помощи и проведение первоочередного ремонта инфраструктуры, а также направлять ликвидность в банковскую систему.
В-третьих, премьер-министру Алексису Ципрасу стоит использовать свою силу убеждения, чтобы объяснить народу, как когда-то это сделал президент США Франклин Рузвельт, что единственное, чего они должны бояться, — это собственно страха. В частности, правительство должно четко дать понять всем грекам, что их вклады в евро находятся в безопасности и что страна останется в еврозоне, несмотря на ложные заявления некоторых членов еврогруппы, что голосование «нет» означает выход Греции из зоны евро.
Наконец, Греция и Германия нуждаются в сближении после референдума, им следует договориться о пакете экономических реформ и сокращении долга. Ни одна страна, включая Грецию, не должна рассчитывать, что сокращение долга ей преподнесут на серебряном блюде — списание надо заработать, оправдать реальными реформами, которые восстановят экономический рост, что будет выгодно как должнику, так и кредитору. Тем не менее труп не может проводить реформы. Именно поэтому списание долга и реформы следует осуществлять вместе, а не сначала проводить реформы с некими туманными обещаниями, что списание долга произойдет в неопределенном объеме в неопределенном будущем, как кое-кто в Европе говорит Греции.
Конечно, греческое фиаско объясняется бесчисленными ошибками обеих сторон, их ошибочными суждениями и поступками в течение минувшего десятилетия и даже раньше. Никакая страна не дошла бы до такого состояния, как Греция, если бы не вопиюще плохое управление на протяжении жизни поколения. Но ни одна страна не становится банкротом без серьезных ошибок ее кредиторов: сначала они предоставили ей слишком много денег, а затем потребовали слишком высоких платежей, что привело к коллапсу должника. Обе стороны виноваты, поэтому для них теперь важно не потерять будущее, без конца споря по поводу прошлого.
Облегчение долгового бремени Греции при сохранении страны в еврозоне — это правильный и реальный путь выхода из кризиса, и его можно легко пройти, достигнув соглашения между Германией и Грецией, под которым остальная Европа подпишется. Результатом стала бы победа не только для этих стран, но и для мировой экономики.
Copyright: Project Syndicate, 2015 www.project-syndicate.org