Странный разворот: почему Германия выступает против свободной торговли
Окно возможностей для заключения соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП) между США и Евросоюзом быстро закрывается. В этом и следующем году выборы пройдут в США, Франции и Германии, при этом избирательные кампании будут разворачиваться в условиях растущего недоверия к любым международным соглашениям. И, похоже, наибольшая угроза исходит из наименее вероятного источника — Германии, являющейся одним из крупнейших экспортеров.
Ложные страхи
На сегодня около 70% немецких граждан выступают против ТТИП; это вдвое больше, чем в среднем в странах ЕС. Они совершенно уверены, что это соглашение не принесет Германии экономических выгод, что из-за него сократятся зарплаты работников с низкой квалификацией, что оно даст крупным корпорациям преимущество в ущерб потребителям, создаст угрозу для безопасности данных и окружающей среды и, наконец, нарушит права граждан.
Однако, как доказано массой исследований, все эти утверждения являются или преувеличением, или откровенной ложью. На самом деле Германия (чей экономический успех после окончания Второй мировой войны был достигнут благодаря открытости страны для международной торговли и для экономической интеграции и чья экономика является на сегодня одной из самых открытых в Европе и крайне зависит от торговли) должна стать одним из главных бенефициаров ТТИП.
Предполагается, что ТТИП позволит увеличить ежегодный подушевой доход в Германии на 1–3%, или на €300–1000 к 2035 году. Кроме того, так как почти 50% рабочих мест в Германии прямо или косвенно связано с торгуемым сектором экономики, соглашение поможет сохранить занятость в стране. Помимо этого расширение возможностей США и Европы в сфере установления глобальных бизнес-стандартов приведет к повышению конкурентоспособности немецких компаний. Не всем людям или компаниям ТТИП принесет пользу, но его итоговый эффект для немецкой экономики и граждан страны будет, безусловно, позитивным.
Почему же тогда в Германии столько противников этого соглашения?
Привлекательный статус-кво
Одна из причин в том, что явный экономический успех Германии усилил негативное отношение к переменам. Страна не просто выдержала мировой финансовый кризис 2008–2009 годов и кризис европейских суверенных долгов, она на самом деле процветает в последние годы, демонстрируя уверенный рост ВВП и значительный рост зарплат. Безработица снизилась вдвое с 2005 года, достигнув сейчас рекордно низкого уровня — 4,6%, профицит счета текущих операций поднялся до невероятных 8% ВВП.
Германия ощутила себя экономической суперзвездой Европы, а результатом этого стала политическая инерция: экономические реформы в стране практически полностью остановились. В то время как большинство других европейцев отчаянно ищут любую возможность вытащить свою страну из кризиса, немцы не видят причин нарушать статус-кво.
К несчастью для Германии, ее нынешний путь не так уж ровен и надежен, как хотелось бы думать людям. После потерянного десятилетия 2000-х, когда Германия была «больным человеком Европы», страна догнала другие развитые страны лишь по нескольким направлениям. В Германии по-прежнему едва ли не самый низкий уровень инвестиций, государственных и частных, среди стран ОЭСР. Кроме того, страна пострадает сильнее других от радикального демографического сдвига в следующем десятилетии. ТТИП не только будет содействовать быстрому росту экономики, но и поможет Германии справиться с долгосрочными проблемами.
Несогласие с ТТИП в Германии является еще и результатом новейшего всплеска популистских и националистических настроений во многих западных странах. Эти силы особенно ярко проявляются в ЕС, где многим кажется, что европейская интеграция ослабляет суверенитет государств и отдает граждан на произвол никем не избираемых технократов. Последнее, чего бы хотелось многим европейцам, это появление еще одного свода разработанных за закрытыми дверями наднациональных правил, которые будут управлять экономиками их стран.
Подобные настроения особенно резко проявляются у немцев, которые думают, что им пришлось платить за Европу во время кризиса. А теперь они опасаются, что ТТИП — это просто очередной трюк с целью эксплуатации силы и щедрости Германии. Преодолеть эти страхи будет крайне непросто.
Богатые и бедные
Третья причина немецкого недовольства ТТИП в том, что страна сейчас вовлечена в борьбу за перераспределение богатства. В Германии самая высокая степень личного неравенства среди стран еврозоны, причем за последние два десятилетия разрыв в зарплатах резко увеличился.
Многие немцы ожидают дальнейшего роста неравенства. Нормы о минимальной зарплате повсеместно обходятся, при этом некоторые политики заявляют, будто открытость страны для иностранцев лишь ухудшит ситуацию. Так они пытаются заручиться голосами избирателей, играя на страхах перед нынешним притоком беженцев.
Немцы испытывают не только разочарование, они чувствуют, как и многие в Европе и других странах, что система «коррумпирована». В этом году менеджеры Volkswagen получили огромные бонусы, несмотря на всемирный скандал, вызванный многолетними нарушениями компанией нормативов выхлопов. Публикация «Панамских документов» позволила увидеть, как самые богатые уклоняются от уплаты налогов. В итоге утверждения, будто ТТИП принесет пользу прежде всего богатым, нашли отклик у профсоюзов и других активистов.
Экономика, зависимая от торговли, должна выиграть от расширения свободы торговли, особенно со столь крупным рынком, как американский. Германии следует использовать свое политическое влияние, чтобы подтолкнуть европейских партнеров к заключению соглашения. Однако на фоне быстрого падения популярности двух крупнейших партий страны (Христианско-демократический союз и Социал-демократическая партия) политики вряд ли начнут проталкивать непопулярное соглашение. Это плохая новость для всех, а особенно для немцев.
Copyright: Project Syndicate, 2016 www.project-syndicate.org
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.