Экономика, 11 июн 2015, 10:13
Михаил Крутихин

Незваные гости: оправданно ли строительство «Турецкого потока»

Повторяется история «Южного потока»: «Газпром» начинает строить газопровод в Турцию, не дождавшись официальных согласований. И снова возникает большой риск, что эти согласования не состоятся
Читать в полной версии

На берегу

Руководители «Газпрома» объявляли в конце мая, что строительство подводного участка газопровода «Турецкий поток» начнется в первой декаде июня. Она уже позади, но судно-трубоукладчик и вспомогательное судно, давно арендованные у итальянской фирмы Saipem и стоящие на рейде Варны, не тронулись с места, как сообщает сайт maritime.bg. Лежат на болгарском берегу и специальные трубы, заготовленные для первой нитки трассы.

Пока же российская компания развивает кипучую деятельность по двум другим направлениям. Во-первых, ее подрядчики — «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко и «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга — осваивают бюджет строительства так называемого «Южного коридора». Эта газопроводная система, общая стоимость которой оценивается в $24 млрд, предназначена для доставки газа к началу морского участка «Турецкого потока». Некоторые аналитики считают, что именно подрядчики «Газпрома» становятся основными выгодоприобретателями всей затеи с «Южным потоком», а затем с его турецкой разновидностью. Без этих гигантских подрядов их фирмы остались бы почти без дел: в 2014 году в России объем строительства магистральных газопроводов сократился по сравнению с предыдущим годом на 63%.

Во-вторых, представители «Газпрома» активно работают с западной аудиторией. Покупателей российского газа в Европе пугают тем, что транзит через Украину полностью прекратится в 2019 году и единственным спасением для традиционных потребителей станет «Турецкий поток». Ранее российский монополист угрожал перевести свои экспортные потоки с Европы на Китай, если страны Запада не поторопятся с принятием решений по предлагаемому южному маршруту доставки газа из России.

Строительство без разрешения

А здесь начинаются загадки. Громкие угрозы выглядят блефом. Они маскируют странное нежелание самого «Газпрома» оформить газопроводный проект должным образом. Повторяется та же история, что случилась с «Южным потоком». В провале того начинания Москва обвинила Еврокомиссию, якобы подстрекаемую из Вашингтона, однако фактически сам «Газпром» не вышел в Брюссель с заявкой на предоставление его проекту статуса общеевропейской сети и с просьбой о законных исключениях из правил «Третьего энергетического пакета».

«Получив такую заявку, мы рассмотрели бы проект и, возможно, вынесли бы решение об исключениях, как это делается в отношении других проектов, имеющих для нас важное значение, — сказал автору в доверительной беседе представитель Еврокомиссии. — Но «Газпром» предпочел обойти энергорегуляторов Евросоюза и заключать соглашения с отдельными странами вдоль будущей трассы. Эта неуклюжая попытка поставить Европейскую комиссию перед свершившимся фактом, естественно, не могла не провалиться».

Намерение вывести через Черное море на болгарский берег трубу, не имеющую необходимого юридического статуса и разрешений со стороны регулирующих органов Евросоюза, дорого обошлось «Газпрому». Закуплены трубы, арендованы суда-трубоукладчики, вовсю идет строительство компрессорных станций и линейных участков «Южного коридора» на территории России. Без согласия принимающей стороны потрачены (и продолжают тратиться) миллиарды долларов.

Парадоксально, но и в отношении Турции компания следует той же тактике. Как можно объявлять дату укладки труб на дно Черного моря, не получив формального разрешения из Анкары? Заявлялось, что межправительственное соглашение между Россией и Турцией будет заключено во втором полугодии 2015 года, но пока «Газпром» не представил туркам не только заявку на такое разрешение, но даже и обязательные предварительные документы: отчет об инженерном исследовании морского участка трассы на подходе к турецкому побережью и оценку воздействия проекта на окружающую среду. С одним ни к чему не обязывающим соглашением о намерениях строительство не начинают.

Турецкие условия

Турецкие чиновники, с которыми автор общался в начале мая в Стамбуле, не скрывают настороженности в отношении планов «Газпрома». Они подозревают, что российский монополист потребует для себя право контролировать участок трассы внутри Турции и будущий распределительный узел, к которому европейские потребители должны будут, по замыслу Москвы, построить газотранспортную инфраструктуру. Кроме того, у турков серьезное беспокойство вызывает провозглашенное «Газпромом» намерение создать такой узел не в Турции, а в соседней Греции. С такими условиями в Анкаре соглашаться не намерены, и разрешение на проект, несомненно, будет обставлено турецкими условиями.

В целом подход российской стороны к «Турецкому потоку» смотрится как форма шантажа. Формула проста: мы потратим в общей сложности больше $40 млрд и построим мощный газопровод к точке, где нет никаких потребителей — а вы сможете забирать газ оттуда, если пожелаете. Короткий и относительно дешевый маршрут через Украину мы закроем. Правда, для этого нужно проложить трубы из Турции или Греции до австрийского Баумгартена.

Представители «Газпрома» продолжают твердить, что Европе некуда деваться без российского газа. Заместитель председателя правления компании Александр Медведев заявляет, что в 2025 году Евросоюз столкнется с дефицитом газа в объеме 50 млрд куб. м. Ранее его начальник, Алексей Миллер, уверял президента страны, что дефицит, который непременно потребует увеличения поставок из России, составит 200 млрд куб. м. Но и новая сокращенная оценка выглядит взятой с потолка. Европейцы уже делают все, что можно, чтобы сократить потребление газа и диверсифицировать его источники.

Еще в апреле прошлого года агентство Reuters подсчитало, что меры, принимаемые европейцами, позволят им сократить импорт российского газа на 45 млрд куб. м в год к 2020 году. Тенденция, наблюдаемая в период с 2008 по 2014 год, показывает, что реалистичным надо считать именно этот прогноз.

Об авторах
Михаил Крутихин Партнер консалтинговой компании RusEnergy
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто