Экономика, 13 фев 2017, 16:43
Владимир Милов

Игра в конкуренцию: почему монополии не победить даже указом президента

Желание ФАС увеличить свой аппаратный вес понятно, однако к реальной борьбе с монополиями новый план ведомства имеет мало отношения
Читать в полной версии

Похоже, что ФАС готова​ выйти на публику с новыми глобальными инициативами о развитии конкуренции — готовится некий указ президента об этом. Тема развития конкуренции в этом году была одной из центральных дискуссий на Гайдаровском форуме. Кажется, представители нашей управленческой элиты «начали о чем-то догадываться».

Мертвая зона

Автор этих строк — среди тех, кто вот уже много лет доказывает, что проблема чрезмерной монополизации российской экономики есть центральная, самая главная проблема не то что экономической политики, но и всего нашего общественно-политического устройства и всей нашей жизни. В конце концов именно государственные и окологосударственные монополии создали спрос на плохие институты в масштабах страны, коррумпировали исполнительную власть, парламент и судебную систему, устроили в России масштабный передел собственности, прикрытый политическими лозунгами «борьбы с олигархией и наследием 1990-х».

Основные экономические проблемы страны — также непосредственное порождение монопольной структуры экономики. Ресурсов и капитала в стране достаточно — но монополии их неэффективно используют, создавая «мертвую зону» низкой производительности труда и проедая инвестиции. Уже в 2013 году совокупные инвестиции бюджета (около 2 трлн руб.) и десяти крупнейших государственных компаний достигли почти 5 трлн руб., однако даже тогда, еще до падения цен на нефть и западных санкций, экономика вышла в ноль.

Причина проста — у монополий нет стимула эффективно использовать капитал, они всегда могут «попросить еще» в виде увеличения регулируемых тарифов или субсидий от государства, возглавляемого их ближайшими друзьями. В монопольной экономике идея о том, что «госинвестиции станут источником роста», сокрушительно обанкротилась. Все эти десятилетия монополии были причиной высокой инфляции — для перечисления негативных последствий этого пальцев рук не хватит. Среди них провал создания накопительной пенсионной системы, высокие ставки по кредитам, дефицит доверия в экономике и отсутствие в российской финансовой системе длинных денег как таковых (средняя длина привлеченных банками средств составляет всего порядка полутора лет, так что за длинными деньгами остается обращаться либо за рубеж, либо к правительству).

Монополии создают ключевые барьеры для реализации частных инвестиционных проектов — от входа на рынки до подключения к инфраструктуре. Мы почему-то удивляемся сверхвысоким ставкам по кредитам на фоне захвата банковского рынка несколькими крупнейшими госбанками, показывающими рекордные прибыли в условиях продолжающегося падения экономики. Центробанк боится снизить ключевую ставку, потому что понимает, что в монопольной экономике это сразу приведет к накрутке цен. Проблема чрезмерной монополизации выходит далеко за рамки экономики. Например, пара-тройка монополий в сфере телекоммуникаций помогает государству перекрыть массовое вещание независимых СМИ, искусственно поддерживая то закупоренное общественно-политическое пространство, которое мы имеем.

Слон в комнате

Может ли что-то реально изменить набор идей, предложенных ФАС? Вряд ли. Во-первых, ФАС давно дискредитировала себя как ведомство, способное реально бороться с монополизмом. В прошлом году сами же представители ФАС заявляли, что доля госсектора в ВВП достигла 70% (на Гайдаровском форуме речь шла уже о 75%), однако именно антимонопольное ведомство все эти годы выдавало разрешения на многочисленные слияния и поглощения, приведшие к монополизации и олигополизации ключевых секторов. Последний пример — выданное «Роснефти» разрешение на покупку «Башнефти» как «не нарушающей антимонопольное законодательство», хотя по итогам сделки доля доминирующей госкомпании в добыче нефти впервые с советских времен превысила 40%. То же самое везде, от укрупнения госбанков до удушения мелкой розничной торговли за счет расширения торговых сетей или введения системы «Платон», удушающей мелких перевозчиков в пользу крупных транспортных компаний.

Во-вторых, чтобы компенсировать свою неспособность бороться с окологосударственными монополиями, ФАС постоянно устраивает обсуждения и принятие всяческих глобальных «программ развития конкуренции». Из последнего — «План мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденный распоряжением правительства от 28 декабря 2012 года. Нынешние инициативы, как можно понять, продолжение такой политики.

Желание ФАС использовать тему монополизации российской экономики для увеличения своего аппаратного веса понятно. Однако к реальной борьбе за конкуренцию они имеют мало отношения. Не только с учетом того, что за 13 лет работы Игоря Артемьева во главе ФАС это ведомство, как уже отмечалось, дало зеленую улицу всем действиям российских монополий.

Дело в том, что основная проблема развития конкуренции в российской экономике лежит не в регуляторной, а в структурной плоскости. Нам нужно решительно дробить монополии и выводить выделяемые активы в рынок для создания полноценной конкурентной среды. Пока этот монопольный «слон в комнате» сохраняется и целые важнейшие сферы экономики просто выключены из конкуренции, бессмысленно обсуждать какие-то дополнительные регуляторные полномочия и совершенствование законов. Все говорят об улучшении механизмов госзакупок, но никому не приходит в голову: а может, консолидированному бюджету не стоит тратить почти 4 трлн руб. на «национальную экономику» (по сути, перераспределение денег от эффективных экономических агентов к неэффективным), а просто оставить эти деньги бизнесу, снизив налоги? И не нужно будет мучиться с «конкурсами» на расходование этих средств, бизнес сам их распределит.

Несколько месяцев назад мы с Михаилом Ходорковским выпустили подробный доклад о том, как именно демонополизировать российскую экономику, создав в ней подлинно конкурентную среду. Однако нужно понимать, что это — именно вопрос политической воли и иного видения стратегии развития страны. Пока основная идеология государства в том, что страна держится на нескольких крупных монополиях, как плоская земля на черепахах, любые поползновения антимонопольного ведомства что-то там поправить на периферии ни к чему не приведут. Нужно добиваться признания того факта, что Земля круглая, никаких черепах нет, а ключ к повышению производительности труда, эффективности инвестиций, снижению инфляции и стоимости кредитов — в р​азрушении той монопольной структуры экономики, которая сознательно выстраивалась все последние 15 лет. Косметические меры не помогут.

 
Об авторах
Владимир Милов директор Института энергетической политики
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist