Экономика, 14 июл 2015, 15:51
Юрий Кацнельсон

Дорогая жизнь: из чего складывается цена на хлеб

Предприниматели «Деловой России» объясняют: хлеб растет в цене, потому что у большинства хлебопекарей нет своих точек сбыта. А наценка торговых сетей составляет около 35%
Читать в полной версии

В новом цикле статей для РБК предприниматели, члены «Деловой России», объясняют, из чего складывается конечная цена на товар или услугу. И как инфляция влияет на стоимость этих продуктов.

С начала 2015 года к концу июня хлеб и хлебобулочные изделия в России подорожали на 8,5%, при том что за весь 2014 год рост цен не превысил 7,5%, свидетельствуют данные Росстата и Минсельхоза. Это объясняется не только ростом цен на зерно, но и сложными экономическими условиями для производителей хлеба — падает спрос, объемы производства снижаются и растут издержки.

Из чего же складывается цена на хлеб? Если посмотреть структуру расходов в отрасли, то самую большую долю — 41% в ней занимают расходы на покупку сырья: муки, яиц и т.д. На втором месте с долей в 17,5% находится аренда производственных помещений. Еще 12,2% от средней цены хлеба производителя идет на оплату электричества, воды, тепла и прочих жилищно-коммунальных услуг. На выплату заработной платы сотрудникам хлебопекаренные компании направляют 8,8% выручки. Примерно столько же (8,5%) уходит на выплату налогов. На бюрократические издержки, то есть соблюдение нормативных требований, приходится 5% от цены хлебобулочной продукции. По 2% в цене хлеба занимают расходы по доставке продукции к местам продажи и амортизационные отчисления.

В розничной цене хлеба наценка торговых сетей составляет еще 35%. Таким образом, 62% цены — это общий объем расходов хлебопекарен, а доля их прибыли — 3% от отпускной цены. Такой низкий уровень доходности не позволяет пекарям брать кредиты для развития бизнеса.

Серьезной проблемой для производителей становится выкуп нереализованного ретейлерами хлеба. Доля возвращаемых торговыми сетями хлебобулочных изделий сегодня в среднем составляет 8–10%. А выкупать и утилизировать нераспроданную продукцию приходится производителям за свой счет. Это серьезно сказывается и на экономике предприятий, и на конечной цене на хлеб.

К слову, снизить стоимость хлеба в России можно было бы за счет организации хлебопекарями собственной фирменной торговли, так как это позволило бы избавиться от наценок розничных сетей. Сейчас только 10–15% пекарен имеют собственные точки реализации. Это сказывается, во-первых, на территориальной доступности хлебной продукции, а во-вторых, на конечней цене для покупателей. По экспертным оценкам, в 2013 году пекари недополучили около 150 млрд руб. из-за отсутствия розничных точек реализации собственной продукции. Этот значительный внутренний резерв мог бы использоваться для дальнейшего развития хлебопечения.

Об авторах
Юрий Кацнельсон Председатель отраслевого отделения «Деловой России» по хлебопечению и кондитерскому производству
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать