Экономика, 15 фев 2017, 17:21
Татьяна Ланьшина Степан Земцов Вера Баринова

Безнадзорный труд: что может предложить государство самозанятым

Попытки чиновников легализовать труд самозанятых пока безуспешны. Гражданам не предлагают экономических стимулов, которые оправдают для них выход из тени
Читать в полной версии

Легализация самозанятости достаточно активно обсуждается в России, в том числе на высшем государственном уровне. В ноябре 2016 года Государственная дума приняла закон, освободивший таких самозанятых граждан, как уборщицы, няни, сиделки и репетиторы, от уплаты налогов сроком на два года, до 31 декабря 2018 года, при условии официальной регистрации их деятельности. Регионы получили возможность определять дополнительные виды профессий, к которым будет применяться этот закон. А в конце января в Госдуму был внесен законопроект, который позволит гражданам осуществлять некоторые виды приносящей доход деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Это должно защитить самозанятых от обвинений в незаконном предпринимательстве.

Серая зона

Актуальность вопроса объясняется высокой долей теневого сектора в российской экономике. Согласно имеющимся оценкам, в России насчитывается от 15 млн до 30 млн граждан, официально не работающих, но имеющих неофициальные доходы, с которых не взимаются налоги. Многие из них при этом получают пособия от государства как малообеспеченные, неимущие, безработные. Теневая занятость отнимает у бюджетов всех уровней от 1 трлн до 3 трлн руб. в год при общих доходах консолидированного бюджета в прошлом году около 27 трлн руб. При этом официально вклад предпринимательства в российскую экономику чрезвычайно мал. На малые и средние предприятия (МСП) в России приходится лишь около 20% ВВП и 27% рабочих мест. Для сравнения: в Европе эти показатели составляют соответственно 50–60% и 60–70%. Легализация труда самозанятых позволила бы существенно увеличить доходы государства от налогов и снизить нагрузку на пенсионную систему.

Однако новые законодательные инициативы вряд ли позволят вывести из тени хотя бы небольшое число самозанятых и улучшить собираемость налогов. В отличие от категорий самозанятых, получающих иногда значительные доходы (фотографы, дизайнеры), и от тех, кто имеет потенциал для расширения бизнеса (фермеры, швеи, мастера, занимающиеся ремонтом и строительством), самозанятые, перечисленные в законе о двухлетних налоговых каникулах, представляют главным образом вынужденных предпринимателей: уборщицы, няни, сиделки и репетиторы, как правило, обеспечивают доходом лишь себя, и потенциал расширения их деятельности невелик. В целом самозанятые не видят для себя никаких преимуществ в том, чтобы официально оформлять свой статус. А время от времени звучащие идеи о лишении нелегальных самозанятых или неработающих граждан бесплатного медицинского обслуживания лишь подливают масла в огонь.

Помощь в обмен на налоги

А для реальной легализации тех самозанятых, которые все же могут быть заинтересованы в расширении бизнеса, нужны понятные экономические стимулы. Многие из них обсуждаются в России уже не первый год. Во-первых, сюда следует отнести упрощение взаимодействия бизнеса и государства через создание многофункциональных центров по аналогии с центрами «Мои документы», создание единой информационной базы данных о предприятиях, которая освободила бы малый бизнес от необходимости подачи бумажных отчетов, упрощение процедуры получения и оплаты патентов, внедрение качественной информационной поддержки, которая позволила бы малому бизнесу получать всю информацию в одном интернет-ресурсе, содержащем все обязательные требования и оснащенном удобной навигацией по требованиям и мерам государственной поддержки.

Во-вторых, важную роль могут сыграть бесплатные образовательные программы и бесплатные консультации по развитию бизнеса, а также дополнительные инструменты финансирования для самозанятых. Требуется создание широкой консультационной сети, которая объединяла бы отраслевые ассоциации и уже состоявшихся бизнесменов, готовых выступать в качестве менторов и консультантов, и начинающих предпринимателей. Эти меры являются наиболее важными для тех самозанятых, которые хотели бы нанимать сотрудников, переходить от простых бизнес-моделей к более сложным, выходить на новые рынки, но не знают, как это сделать.

Наконец, очень важно снижение таких рисков ведения легального бизнеса, как излишнее давление контрольно-надзорных органов, многочисленные бюрократические требования, частая смена «правил игры» и т.д. Эти риски необходимо свести к минимуму путем введения мораториев на проверки и любые законодательные изменения, касающиеся работы малых и средних предприятий (за исключением тех, которые явно облегчают условия ведения предпринимательской деятельности), включая изменения в отчетных документах.

Об авторах
Татьяна Ланьшина научный сотрудник Лаборатории исследований корпоративных стратегий и поведения фирм РАНХиГС Степан Земцов старший научный сотрудник Лаборатории исследований корпоративных стратегий и поведения фирм РАНХиГС Вера Баринова заведующая Лабораторией исследований корпоративных стратегий и поведения фирм РАНХиГС
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
«В постоянном поиске». Как импортеры решают проблемы с платежами за рубеж
Pro
Что нужно проверить перед подписанием договора при покупке франшизы
Pro
Какие способы обойти новые налоговые правила только навредят компании
Pro
Почему так сложно зарегистрировать «советский» бренд в Роспатенте
Pro
Признаки обнала теперь видят в лизинге и покупке подарочных карт
Pro
Серая футболка, Dior и костюм стюардессы: зачем миллиардеры так одеваются
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании