Денежный вопрос: почему Евразийскому союзу не нужна единая валюта
Евразийский экономический союз — второе в мире по глубине интеграции объединение после ЕС с набором схожих институтов и подходов к принятию решений, амбициозными задачами. В ближайшие десять лет пять стран — участниц ЕАЭС намерены создать единый финансовый рынок. При этом, в отличие от ЕС, решения о переходе к единой валюте нет и не факт, что оно будет. Можно ли создать единый финансовый рынок без единой валюты?
Торгуем пока мало
Валюта, как известно, не просто бумажки, все куда сложнее. Это набор политик, включая налогово-бюджетную, денежно-кредитную, промышленную, торговую и социальную, за счет которых в конечном счете государство достигает своих целей. В части торговой политики у Евразийской экономической комиссии (наднациональный орган ЕАЭС) есть так называемые союзные компетенции, в части промышленной политики — смешанные, в союзной же компетенции находится и техническая политика. А вот денежно-кредитная и налогово-бюджетная политики находятся в компетенции самих стран — участниц ЕАЭС. Готовы ли они делиться полномочиями? Пока точно нет.
С другой стороны, надо еще доказать, что введение единой валюты действительно необходимо. Ведь корень экономических проблем в ЕС — разный уровень развития экономик, вошедших в Евросоюз и перешедших на единое платежное средство. Это создает существенные дисбалансы и риски для стран Европейского союза. Разница в экономиках стран ЕАЭС пока не позволяет говорить о единой валюте более предметно и вряд ли ситуация радикально изменится.
Объем взаимной торговли стран ЕАЭС тоже не является аргументом в пользу единой валюты. Уровень экономического взаимодействия между нашими странами пока недостаточен. В прошлом году объем взаимной торговли государств ЕАЭС составил $45,4 млрд, против $579,5 млрд с третьими странами. Удельный вес взаимного товарооборота стран Союза в общем объеме внешней и взаимной торговли составил лишь 7,3%.
Таким образом, объективных экономических предпосылок для введения единой валюты на пространстве государств — членов ЕАЭС пока нет. Нет достаточных товарных потоков, потоков услуг, капитала, инвестиций.
В чем же тогда состоит идея единого финансового рынка и почему взят рубеж — 2025 год?
Финансовые барьеры
Общей характерной чертой финансовых систем стран ЕАЭС является низкий уровень насыщенности экономики деньгами и кредитами. Дефицит инвестиционных и финансовых ресурсов стал сдерживающим фактором для устойчивого экономического роста наших стран.
Поэтому и нужен общий финансовый рынок. В Договоре о Евразийском экономическом союзе дается его определение. Общий финансовый рынок государств ЕАЭС — это наличие гармонизированных требований к регулированию и надзору в сфере финансовых рынков государств-членов, взаимное признание лицензий в банковском и страховом секторах, а также в секторе услуг на рынке ценных бумаг, осуществление деятельности по предоставлению финансовых услуг на всей территории Союза без дополнительного учреждения в качестве юридического лица, административное сотрудничество между уполномоченными органами государств-членов, в том числе путем обмена информацией.
То есть речь идет о формировании в странах ЕАЭС единых правил игры в страховом, банковском и биржевом секторах. Иначе говоря, суть в гармонизации законодательства государств Союза и в итоге — создании максимально благоприятных условий для населения и бизнеса. А значит — устойчивого экономического роста.
Например, существует проблема ограничений, затрудняющих резидентам государств ЕАЭС открывать счета в банках других стран Союза. Это проблема и для граждан, и для бизнеса. Сегодня многие жители стран ЕАЭС работают или постоянно проживают на территории государств, гражданами которых они не являются. При этом они то и дело сталкиваются с проблемами при открытии счетов в банках. Это мешает и банковскому бизнесу, который теряет клиентов в лице резидентов ЕАЭС. Наша задача состоит в том, чтобы найти возможности и максимально нивелировать подобные барьеры.
Работа идет сразу по нескольким направлениям. Например, подготовлено Соглашение о взаимодействии государств Союза по обмену сведениями, входящими в состав кредитных историй. Это важно с точки зрения защиты финансовых институтов от недобросовестных заемщиков и в то же время обеспечения учета хороших кредитных историй в одном государстве финансовыми институтами других стран Союза.
Также в работе Соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках, которое определяет направления, механизм и сроки гармонизации национальных законодательств в финансовой сфере. Подписано Соглашение об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере в целях создания условий для обеспечения свободного движения капитала. Оно позволит регуляторам обмениваться информацией о финансовых организациях, в том числе надзорной. Кроме того, это и подготовка Соглашения о взаимном признании выпусков ценных бумаг в государствах ЕАЭС. Это важно для полноценного запуска единого биржевого пространства. И так далее.
Подход комплексный и надеемся, что он будет иметь определенный кумулятивный эффект в итоге. С учетом масштабов работы, которую необходимо проделать, и существующих бюрократических барьеров, целевым ориентиром обозначен 2025 год. При этом важным условием функционирования общего финансового рынка является создание наднационального органа по его регулированию. В соответствии с Договором о ЕАЭС такой институт будет создан в 2025 году, он будет располагаться в Республике Казахстан. Думаю, что лучше всего его разместить в Астане на основе международного финансового центра «Астана» и на базе инфраструктуры города «ЭКСПО 2017».
При этом риски и вызовы в экономиках стран ЕАЭС, завершение эпохи высоких цен на нефть, на мой взгляд, только подталкивают государства к поискам новых решений и ускорят движение в рамках трендов, которые уже зафиксированы в Договоре о ЕАЭС.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.