Экономика, 19 ноя 2014, 14:43
Кирилл Никитин

Почему сбор с торговли не угрожает добросовестным налогоплательщикам

Новый муниципальный сбор с розничных предприятий, который может быть введен в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе в 2015 году, направлен прежде всего против тех предпринимателей, которые уклоняются от уплаты налогов. Для тех, кто работает «по-белому» и зарабатывает сколько-нибудь разумные деньги, он не повысит налоговую нагрузку
Читать в полной версии

Госдума приняла во втором чтении поправки в Налоговый кодекс, позволяющие представительным органам власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя вводить на своей территории новый торговый сбор. Первые слова о «местных сборах» прозвучали из уст главы правительства в начале осени 2014 года – и вот не прошло и трех месяцев, как эти слова материализовались в поправки к Налоговому кодексу. 

Из 22 видов деятельности, обсуждавшихся в комитете еще пару недель назад, в законопроекте осталась только розничная торговля во всех ее видах и деятельность по организации розничных рынков. Организации и предприниматели в сфере общепита, бытовых услуг, автосервиса и транспортных перевозок пока могут пользоваться действующим налоговым режимом. То же касается и интернет-торговли – большинство складов онлайн-магазинов расположены за пределами мегаполисов, а значит, их сбор также пока не коснется (механизм, применимый к офлайн-торговле, слабо применим к онлайн-коммерсантам). Кроме того, авторы законопроекта исключили из сферы действия закона ярмарки и выставки.

Конструкция сбора инновационна для российской налоговой системы: сбор взимается в привязке к объекту, через который ведется торговая деятельность (объекты стационарной или нестационарной торговой сети, склады, имущественные комплексы, где размещаются розничные рынки); взимается фиксированная сумма в увязке с площадью объекта. А главное, его сумма вычитается из сумм налогов на прибыль и доходы – налога на прибыль организаций, НДФЛ, единого налога по упрощенной системе налогообложения (УСН).

Иными словами, если компания или предприниматель показывают в налоговом учете сколь бы то ни было разумные суммы налогов, исчисляемых от финансового результата (фактического или вмененного), то новый торговый сбор не увеличит их налоговую нагрузку: он полностью будет принят к вычету по соответствующему налогу. 

Другое дело, если, как это принято в отдельных сегментах бизнеса, организации и предприниматели сводят результат «в ноль» – собственно, на них-то торговый сбор и нацелен. Это первый шаг на пути к выравниванию фактического уровня налоговой нагрузки между условно «белым» сектором розничной торговли и его «серо-черными» конкурентами, которые пользуются естественными ограничениями налогового контроля: им малый (а заодно и немалый, состоящий из десятков и сотен «малых» юрлиц) бизнес практически не охвачен.

Естественно, сбор окажется дополнительной налоговой нагрузкой и для бизнеса, находящегося в своей «планово-убыточной» фазе – что, с одной стороны, увеличит сроки выхода на самоокупаемость, а с другой – даст более реалистичную оценку сроков окупаемости проекта.Сбор фактически устанавливает рентную плату за использование инфраструктуры мегаполиса, после чего рыночная экономика должна самостоятельно обеспечить эффективное распределение такого ресурса. Это фиксированный рентный платеж, и именно поэтому превышение суммы сбора над суммой налога (если сбор окажется выше) не приведет ни к возврату, ни к переносу превышения на будущие периоды.

Ставки (а точнее, предельные размеры ставок – законопроект оставляет региональным властям возможность их снижения вплоть до нуля) сбора установлены в прямой привязке к ставкам весьма льготной и оттого популярной среди предпринимателей патентной системы налогообложения (ПСН). Они не могут превышать ставок, установленных для идентичных видов деятельности в региональных законах о ПСН. (А в случае покупки предпринимателем патента от уплаты сбора он освобождается.) Это, безусловно, важный сдвиг по сравнению с первоначальной версией законопроекта, которая подверглась критике прежде всего по причине высокого размера ставок.Впрочем, сбор потребует дальнейшей точной настройки; например, доходность таких видов торговли, как через вендинговые машины, может потребовать особых пониженных ставок.

В законопроект заложена и возможность дифференциации ставок по районам в пределах города федерального значения. Понятно, что доходность на Пресне и в Новокосино – принципиально разная, значит, и ставки можно устанавливать на разном уровне. Поскольку сбор уплачивается в отношении конкретных объектов в конкретных районах, его исчисление по ставкам района не должно вызывать затруднений.

Согласно законопроекту, сбор может быть введен не ранее 1 июля 2015 года (и только в городах федерального значения – на других территориях он может вводиться только после принятия отдельного федерального закона). К этому моменту уже будут подведены итоги эксперимента по контрольно-кассовой технике. Он проводится в четырех субъектах РФ, включая Москву, в его ходе тестируется новый вариант налогового контроля за полнотой отражения выручки: на предприятиях розничной торговли и общепита установлены подключенные к интернету терминалы, которые фиксируют выручку в онлайн-режиме (взамен не вполне справляющейся с этой задачей традиционной кассовой техники). Если эксперимент будет признан удачным и пойдет «в тираж», достоверность декларируемой выручки розничной торговли улучшится кардинальным образом, а торговый сбор позволит собирать налоги в вынужденно выходящем «на свет» сегменте, не предпринимая несоразмерных усилий по налоговому контролю, где иначе «овчинка не стоила бы выделки». 

Наконец, отмечу, что введение сбора отнесено к компетенции властей городов федерального значения (и местных властей – если в будущем им будет предоставлено такое право). Это усиливает финансовую самостоятельность регионов и муниципальных образований и, что не менее важно, предполагает их участие в налоговом администрировании – они будут контролировать полноту реестра торговых объектов, к которым привязана уплата сбора. Это правильный вектор на децентрализацию российской налоговой системы, который приближает точку решения по налоговым вопросам к избирателю. И это повышает эффективность налогового контроля: региональные (а в будущем – местные) органы власти обязаны знать и хорошо знают, где и кто торгует на вверенной им территории, а значит, сделают это эффективнее «заточенных» на решение иного рода задач налоговиков. Теперь это знание может быть конвертировано в бюджетные доходы. 

Иными словами, новый сбор в его рекомендованном к принятию во втором чтении варианте не угрожает добросовестным налогоплательщикам, декларирующим налогооблагаемую прибыль/ доходы и уплачивающие с них соответствующие налоги. Поэтому не приведет он и к росту цен в розничных сетях. Введен сбор будет не раньше второго полугодия 2015 года, и то, вероятнее всего, только в Москве и, возможно, в Санкт-Петербурге. Таким образом, с учетом низких ставок, апробированных в рамках ПСН, речь идет не столько о новом налоговом платеже, сколько о практическом эксперименте, который позволит вовлечь высокодоходные сектора экономики в процесс уплаты налогов в полном объеме и исключит ситуации, когда, как в розничной торговле, крупнейшие игроки, обеспечивая треть выручки, платят 80% налогов всего сектора. 


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции. 

Об авторах
Кирилл Никитин директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Pro
Открыть компанию за рубежом для россиян все сложнее. Где шансы еще есть
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Как внедрить ИИ и не потерять после этого бизнес — советы юристов
Pro
Метод «лишь бы продать» устарел. Следите за дебиторской задолженностью