Инвестиционная дань: почему США и Японии выгодны большие долги
Успешные должники
Мы часто слышим или читаем: «США имеют огромный государственный долг — $17 трлн (104% ВВП)», «в Японии государственный долг превысил $9 трлн (230% ВВП) и продолжает расти» и похожие апокалиптические высказывания.
При этом намного реже приходится сталкиваться с другими, также весьма любопытными и существенными статистическими данными:
— чистая инвестиционная позиция* США в первом квартале 2016 года достигла $7,5 трлн; — чистая инвестиционная позиция Японии в первом квартале 2016 года превысила $3,5 трлн.
Но еще реже нам приходится встречаться со следующими, не менее впечатляющими показателями:
— чистый инвестиционный доход** США в 2015 году составил $191 млрд; — чистый инвестиционный доход Японии в 2015 году составил $171 млрд.
Давайте разберемся. И та и другая страна имеют существенные, если не сказать весьма большие, по размеру долги. Но при этом они инвестируют свои средства по миру так, что, несмотря на такие долги и их обслуживание, «на круг» весь остальной мир им платит ежегодно почти по $200 млрд чистого дохода.
И если в случае Японии это объяснимо — она выступает самым большим нетто-кредитором всего мира, то в случае США выглядит весьма странно — они являются самым большим нетто-должником всего мира.
Валютная рента
Возможность получать доход для этих стран связана с тем, что и американский доллар, и японская иена сегодня являются резервными валютами, в которых осуществляются основные заимствования в мире. И те, кто эти долги делает, прежде всего американские и японские компании и банки, собирают со всего мира своеобразную инвестиционную дань, пользуясь разницей в процентных ставках в странах развивающихся и в их родных США и Японии.
В случае Японии накопление внешних инвестиций началось еще в 90-х годах прошлого века, когда в стране разразился кризис и ставки были опущены практически до нуля. Минфин начал наращивать государственный долг (в пять раз за 25 лет), а Банк Японии — накачивать дешевыми деньгами экономику, и в отсутствие возможностей для роста внутри страны японский бизнес стал распределять эти деньги по всему миру, скупая и создавая бизнесы.
В 2007 году уже в США правительство стало наращивать государственный долг (в два раза за десять лет), а ФРС опустила ставку практически до нуля. И несмотря на то что в США сохранились положительные темпы роста, все же они упали более чем в два раза против докризисных. Соответственно, американские банки и компании, как и их японские коллеги 20 лет назад, стали «по дешевке» скупать в разных странах активы и обеспечивать поступление дохода из-за границы.
Вывод: на примере двух стран — самого большого должника в мире и самого большого кредитора в мире мы видим, что извлечение дохода из остального мира стало весьма популярным «бизнесом». Главными условиями такого подхода является комбинация «право печатать мировую валюту» плюс «нулевые» процентные ставки. Это позволяет обслуживать растущие собственные долги и скупать за «легкодоступные» деньги активы во всем мире.
При этом, как это ни странно, если вдруг разразится мировой кризис и ставки пойдут вверх, Япония будет себя чувствовать намного лучше, чем США: ей не надо будет рефинансировать свой «чистый» долг. А вот Америка может столкнуться с серьезными трудностями.
С другой стороны, Банк Японии уже несколько лет как начал покупать акции, и не только японские, но и американские. Уже, пожалуй, можно говорить, что мы являемся свидетелями активного развития нового явления в мировой экономике, когда одна страна (Япония) становится не только кредитором, но и «акционером» другой страны (США). Это еще больше «сковывает одной цепью» две ключевые мировые державы.
Для тех, кто не в клубе
Россия на 2015 год имеет чистую позицию около $0,5 трлн, а чистый инвестиционный доход на эту же дату — $37 млрд. Госдолг весьма невелик. Китай на 2015 год имеет чистую инвестиционную позицию около $3,3 трлн, а чистый инвестиционный доход на эту же дату — $60 млрд.
Проблема не столько в том, что Россия и Китай инвестируют свои средства неэффективно, а в том, что они играют «на чужом поле» — и доллар и иена используются в мире как основные валюты фондирования. Китай смог добиться включения юаня в список резервных валют, которое начнет действовать на практике с октября 2016 года. Россия так же активно продвигает использование национальных валют в двусторонней торговле в странах БРИКС и Шанхайского соглашения.
Ситуация с использованием традиционных валют (доллар, евро, фунт и иена) в качестве резервных может существенно измениться из-за расширения «эпидемии» отрицательных процентных ставок. Сегодня в мире облигации на сумму более $11 трлн имеют доходность ниже нуля. Возможно, держатели крупнейших резервов — Китай, Россия, Норвегия, Саудовская Аравия — начнут активно пересматривать свои инвестиционные стратегии, уходя из долгов в другие активы. Открытым остается вопрос: в какие — акции, золото?.. И как на это посмотрит МВФ?
* Чистая инвестиционная позиция (упрощенно) — то, что весь остальной мир должен стране, минус то, что страна должна остальному миру.
** Чистый инвестиционный доход (упрощенно) — то, что весь остальной мир платит стране, как доход, минус то, что страна платит всему остальному миру, как доход.