Далеко до дна: почему нефть упадет еще
Нефтяные циклы
Глобальный сырьевой суперцикл нельзя назвать новым явлением. Несмотря на разницу в деталях, экспортеры сырья обычно разыгрывают одну и ту же пьесу, а экономические события развиваются по знакомому сценарию.
С конца XVIII века можно насчитать семь или восемь периодов взлета цен на сырье (без учета нефти) относительно цен на промышленные товары: точная цифра зависит от того, как именно определяются моменты взлета и падения. Типичный бум длится семь-восемь лет, хотя тот, что начался в 1933 году, например, длился почти два десятилетия. Данное исключение объяснялось сначала Второй мировой войной, а затем послевоенным восстановлением Европы и Японии, а также быстрым экономическим ростом в США. Самый последний бум — он начался в 2004-м и завершился в 2011 году — больше соответствует норме.
Периоды спада цен на сырье (с падением более чем на 30% от пиковых уровней) имеют такую же продолжительность, длясь в среднем около семи лет. Нынешний период спада длится уже четвертый год, а цены на сырье (без учета нефти) пока что упали примерно на 25% относительно экспортных цен промышленных производителей.
Бум сырьевых цен обычно ассоциируется с ростом доходов, усилением фискальных позиций, укреплением валют, снижением стоимости заимствований и притоком капиталов. Во время спадов наблюдаются прямо противоположные тенденции. И действительно, за четыре года с момента начала нынешнего спада во многих странах, экспортирующих сырье, экономическая активность явно замедлилась, их валюты ослабли (после почти десятилетия относительной стабильности), процентные ставки выросли, а приток капиталов иссяк.
СССР и нефтяные цены
Степень болезненности спада для каждой конкретной страны во многом зависит от того, как власти и частные лица ведут себя в тучные годы. Если они считают, что условия торговли улучшились навсегда (а такой взгляд становится все более популярным по мере подъема цен), рост потребления и инвестиций обычно начинает превосходить доходы, а долг государственного и частного сектора начинает расти. Риск в том, что, когда на горке начинается наклон, долговой кризис может пустить рынки под откос.
Во время спада цен на сырье обычно нет недостатка в банковских, валютных и долговых кризисах. Нередко они приводят к политическим катаклизмам, что, в частности, подчеркивается в свежем выпуске «Обзора мировой экономики» Международного валютного фонда. Неслучайно предыдущий спад сырьевых цен, длившийся с конца 1970-х до 1992 года, совпал с десятилетием долговых кризисов в странах развивающегося мира.
Конечно, это был необычный спад. Напротив, это был самый тяжелый в истории кризис цен на сырье, который привел к их падению на 40% от пиковых показателей. Нетипично и то, что он состоял из трех волн снижения цен, разделенных одним-двумя годами передышки. Первая волна была связана со стремлением Федеральной резервной системы (ФРС) США взять под контроль инфляцию в стране осенью 1979 года. Это привело к скачку международных процентных ставок, вызвавшему глубокую рецессию в США и других странах. Вторая волна, начавшаяся в 1985 году, связана с перенасыщением рынка, поскольку множество экспортеров сырья одновременно пытались получить твердую валюту, как правило, в разгар экономического кризиса. Третья волна — с 1989 по 1992 год — совпала с распадом Советского Союза, что привело к коллапсу местного производства.
Последний бой
Сейчас вопросы в том, будет ли нынешний спад двигаться по такой же траектории и не сменится ли вскоре пауза на рынке очередным падением. Ответ зависит в первую очередь (но не только) от Китая.
Если замедление экономики Китая продолжится (а так часто происходит после инвестиционного бума с экономикой, накачанной избыточными долгами), сырьевой спад, скорее всего, не прекратится, так как ни одна другая страна не в состоянии оживить глобальный спрос. Подъем американской экономики, видимо, вскоре замедлится — сразу после возможного повышения ФРС процентных ставок в декабре. Недавнее экономическое оживление в Европе окажется, видимо, умеренным и коснется больше внутреннего рынка услуг.
Более того, в нынешней фазе сырьевого цикла падающие цены обычно еще сохраняют инерцию, толкающую их вниз. В последние годы бума многие сырьевые экспортеры начали реализацию инвестиционных проектов по расширению производства. Так как эти инвестиции уже приносят свои плоды, рост поставок будет усиливать тенденцию снижения цен. Кроме того, правительствам многих развивающихся стран не нравится существенный и постоянный дефицит бюджета, что понятно. Это подталкивает их к тому, чтобы компенсировать падение экспортных цен увеличением объемов экспорта, даже несмотря на то, что такие действия ведут к еще большему снижению цен.
Нынешний сеанс катания по горкам сырьевых цен, скорее всего, еще не закончился. Было бы разумно подготовиться к еще одному провалу цен — и сделать все, что в наших силах, для предотвращения крушения.
Copyright: Project Syndicate, 2015 www.project-syndicate.org