Экономика, 27 июл 2015, 17:55
Анна Нестерова

Как привлечь китайские деньги в Россию

Китай все больше стремится к инвестициям за пределами страны. Для российского бизнеса это шанс решить финансовые проблемы. Но для полного экономического сближения двух стран нужны конкретные структурные изменения
Читать в полной версии

Разворот на Восток

Россия и Китай уже давно говорят о сближении экономик. По заявлению чрезвычайного посла КНР в Москве, только за 2015 год страны намерены нарастить двухсторонний торговый оборот до $100 млрд в год. Но все усилия в этом направлении могут оказаться мало эффективными, если не облегчить взаимодействие между двумя странами в банковской сфере и области фондовых рынков.

Еще в октябре прошлого года Россия и Китай договорились об обнулении ставки налога на дивиденды и проценты. Обсуждаются вопросы перехода на расчеты в национальных валютах. Во второй половине прошлого года было подписано соглашение об открытии своп-линии рубль-юань на $25 млрд. Российский Минфин рассматривает возможность выпуска юаневого долга, как это сделали Великобритания, Шри-Ланка, Канада и Австралия. Подобная практика позволяет создавать ориентир для последующего размещения облигаций в юанях частным бизнесом. В рамках последнего визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию Москва предложила Пекину снять ограничения на китайские инвестиции в иностранные облигации.

Наконец, стороны приступили к созданию экономического пояса «Шелкового пути» — транспортного, энергетического и торгового коридора между странами Азии и Европы. Реализация столь масштабного проекта требует значительных инвестиций и выделенных Китаем в фонд «Шелкового пути» $40 млрд для этого явно не хватит.

С другой с​тороны, развитию российско-китайского сотрудничества в финансовой сфере мешает целый ряд факторов. Среди них — низкая либерализация законодательства в Китае в части инвестиций, неразвитость отношений между банковскими системами России и КНР, низкая осведомленность китайских коллег о возможностях на российском рынке.

Хотя в Китае всем компаниям с экспортно-импортной лицензией разрешено рассчитываться в юанях и ими производится возврат НДС, расчеты ведутся преимущественно в долларах, что увеличивает транзакционные издержки.

Как можно было бы дополнительно ускорить финансовое сближение?

Российско-китайский SWIFT

Во-первых, можно рассмотреть идею разработки единого реестра фондового рынка для России и Китая и единых требований к формированию проспектов эмиссий ценных бумаг и рисков по ним. Это позволило бы снизить издержки выхода компаний на иностранный рынок капитала и облегчить доступ к финансированию бизнеса обоих стран. Эмитируемые в России ценные бумаги смогут торговаться на биржах в Китае, а капитализация нашего фондового рынка вырастет благодаря притоку азиатских инвесторов.

Во-вторых, развитию экономических отношений будет способствовать разработка информационной системы-аналога SWIFT, с помощью которой банки в защищенном режиме смогут обмениваться информацией об операциях.

Этот инструмент нужен не только для того, чтобы обеспечить независимость в случае отключения России от SWIFT. Сейчас китайские банки не хотят подтверждать аккредитивы российских без подключения третьей стороны (европейских и американских банков), а также не открывают юаневые счета российским банкам, которые не входят в топ-5 по активам. Совместная российско-китайская разработка аналога SWIFT позволит создать систему, которая сможет решить существующую проблему доверия.

В-третьих, для привлечения китайских инвестиций на российский рынок необходимо предусмотреть понятный для наших азиатских партнеров способ работы с инфраструктурными организациями фондового рынка. Любая китайская компания финансового сектора должна иметь четкое понимание, как именно она может работать на фондовом рынке России. Например, для упрощения доступа европейских компаний на российский рынок с некоторых пор сделки покупки и продажи бумаг проходят через клиринго-депозитарные системы Clearstream и Euroclear. Похожие системы можно было бы создать и для китайских партнеров.

В-четвертых, в Китае существует дефицит информации о возможностях для китайских инвесторов в нашей стране. В рамках визитов в КНР представителей российских монетарных властей, банковского и инвестиционного сообществ нужно рассказывать китайским компаниям о возможностях на финансовом рынке в России, о российской инфраструктуре и законодательстве.

Вперед по Великому шелковому пути

Сотрудничество российских и китайских компаний в финансовом секторе может укрепить реализация совместных проектов. Наши компании могут приглашать китайских коллег для участия в размещении выпусков облигаций или в процессе IPO. После определенных success story отношения России и Китая в финансовой сфере начнут развиваться более интенсивно.

Китайское руководство провозгласило стратегию экспорта капитала, были определены приоритетные отрасли (металлургия, производство строительных материалов, электроэнергетика, судостроение, химическая промышленность), а банки готовы кредитовать компании в рамках этой инициативы. Именно поэтому шаги по инвестиционному сотрудничеству России и Китая могут оказаться серьезным подспорьем для решения проблем российского бизнеса с финансированием.

Китай сейчас все более и более заинтересован в интернационализации своей валюты и фондового рынка. Постепенно иностранные государства выпускают облигации в юанях, формируются рынки офшорного юаня. Китай все шире открывает свой рынок для иностранных инвесторов, и сам стремится к экспорту капитала.

Сотрудничество с Россией в финансовой сфере усилит позиции Китая в мировой экономике. И позволит создать плацдарм для дальнейшего развития отношений двух наших стран и успешной реализации проекта «Великого шелкового пути».

Об авторах
Анна Нестерова Руководитель комитета «Деловой России» по фондовым рынкам.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски