Экономика, 27 дек 2016, 15:26
Сергей Алексашенко

Желаемое и возможное: что можно сделать с экономикой России в 2017 году

Главный вопрос о перспективах 2017 года звучит так: сможет ли правительство хотя бы частично раскрепостить потенциал экономического роста?
Читать в полной версии

Говоря о перспективах российской экономики в 2017 году, начинать нужно с четкого описания того, где экономика находится сегодня и какие проблемы стоят перед ней.

Итоги года

Итоги 2016-го выглядят, с одной стороны, существенно лучше, чем в прошлом году: экономический спад прекратился, инфляция уверенно снижается, обменный курс рубля демонстрирует завидную стабильность. С другой стороны, особого оптимизма испытывать не приходится. Прекращение спада не означает перехода экономики к росту. А разовые факторы, которые сыграли огромную роль в третьем квартале: рекордный урожай в сельском хозяйстве, резкий рост потребления российского газа в Европе (благодаря формуле цены на газ, привязанной к цене нефти, эта цена осенью находилась на рекордно низких уровнях), скачок мировых цен на уголь, который привел к наращиванию производства и экспорта угля из России, — не могут стать постоянными и не гарантируют устойчивого роста.

Инфляция все еще остается на уровне, который в современном мире считается очень высоким. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина сказала, что даже при 4% инфляции Россия будет находиться между 124-м и 128-м местами среди 182 стран. Доходы бюджетной системы не растут, что заставляет правительство замораживать расходы, сокращая инвестиционные и социальные программы.

Проблемы со статистикой

При этом оценивать реальное положение дел в российской экономике становится все труднее и труднее — степень доверия к российской статистике стремительно падает. В начале уходящего года Росстат пересмотрел свои динамические ряды по ВВП, и с тех пор в стране отсутствуют официальные данные о динамике ВВП по отношению к предыдущему кварталу с устраненными сезонным и календарным факторами начиная с 2012 года. То есть сегодня Росстат не может сказать, выросла экономика России в третьем квартале по отношению ко второму или нет и насколько уровень третьего квартала 2016 года выше или ниже первого квартала 2015-го.

Помимо того, в конце весны Росстат перестал публиковать ежемесячные данные о динамике инвестиций в российской экономике. А в самом конце года он «обрадовал» тем, что решил пересмотреть данные о динамике промышленного производства за последние пару лет. И теперь несколько месяцев никто не сможет сказать ничего внятного о том, что происходит в российской промышленности. А если к этому добавить то, что со статистикой доходов населения у Росстата традиционно были большие проблемы, вызывавшие критику экспертов, то получается весьма печальная картина. По большому счету сказать, куда и с какой скоростью движется российский экономический корабль и в каком состоянии находятся его составляющие, правительство сегодня не может.

Конечно, в России существует некоторое (не очень большое) количество экспертных центров, которые тратят свои силы и ресурсы на то, чтобы восполнить эти пробелы в работе Росстата. Только было бы гораздо полезнее, если бы эти эксперты не тратили свое время на воссоздание фактов (в конце концов, именно в сборе фактов и заключается смысл существования Росстата), а занимались их анализом.

Потенциал

Рост на уровне потенциала — это нормальное состояние для любой экономики, к которому она объективно должна стремиться. Эксперты согласны в том, что потенциал роста для российской экономики сегодня составляет 3,5–4% в год, и, следовательно, главный вопрос в разговоре о перспективах 2017 года звучит так: сможет ли российское правительство раскрепостить этот потенциал или хотя бы значительную его часть?

У меня нет сомнений в том, что при отсутствии новых внешних шоков (например, резкого падения цен на нефть или введения странами Запада гораздо более жестких антироссийских санкций) российская экономика обречена в будущем году на слабый рост — в пределах 1%. Основанием для такой уверенности служит рыночный характер экономики России, в которой равновесие достигается за счет свободных цен и свободного курса рубля. К середине 2016 года российская экономика смогла обрести равновесное состояние, «переварив» снижение нефтяных цен и финансовые санкции Запада. До настоящего времени Владимир Путин воздерживался от каких-либо шагов или заявлений, которые могли бы толкнуть экономику в сторону зимбабвийско-венесуэльского сценария (галопирующая инфляция, контроль за ценами и дефицит товаров), и, если он будет придерживаться этой линии впредь, у экономики есть только одно направление движения — рост.

За последнюю четверть века в мире по пальцам можно пересчитать случаи, когда экономика какой-либо страны сокращалась более чем два года подряд (если это не были условия войны или трансформационный переход стран Восточной Европы и СССР от плановой экономики к рынку в начале 1990-х годов). И у меня нет оснований считать, что в этом смысле российская экономика чем-то принципиально отличается от экономик других стран.

Ресурсы роста

Если вспомнить, что новое равновесие далось российской экономике дорогой ценой: частное потребление за два года упало примерно на 15%, а инвестиции более чем на 10%, — то становится понятно, что именно эти два компонента внутреннего спроса являются наиболее очевидным «ресурсом роста» на ближайшее время.

С весны 2016 года статистика фиксирует рост (правда, крайне медленный) реальной зарплаты, который пока не переходит в рост потребления. Более богатые россияне (примерно 20% от общего числа) предпочитают накапливать средства в финансовых активах (в основном на банковских депозитах) и пока не проявляют желания возобновить покупки легковых автомобилей (продажи которых упали в два раза по сравнению с 2013 годом). Не столь велика и склонность населения к приобретению недвижимости. Если правительство найдет ресурсы для стимулирования спроса населения в этих двух сегментах, то это неизбежно даст экономике существенный толчок.

Понимаю, найти такие ресурсы будет нелегко, принимая во внимание сложное положение с доходами федерального бюджета и ту бюджетную стратегию на ближайшие три года, которую «продавил» Минфин — даже замораживание номинальных расходов бюджета при инфляции в 4% ведет к их сокращению в реальном выражении. Но точно так же я хорошо понимаю, что эффективность многих расходов федерального бюджета равна нулю, если не является отрицательной. В то время как более эффективных для поддержания спроса населения инструментов, чем субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам, придумать сложно. В уходящем 2016 году сумма предоставленных ипотечных кредитов составит чуть менее 1,5 трлн руб., из них доля новых кредитов — то есть не направляемых на погашение ранее полученных — менее 40% (примерно 550 млрд руб.). При средней ставке кредитования равной 12% на субсидии, которые позволят снизить ставку до 6%, нужно всего 33 млрд руб. в год. Это не так уж много, учитывая, что война в Донбассе, возможно, съедает ежегодно почти вдвое большую сумму!

Инвестиции

С инвестициями дела обстоят хуже. Хотя Россия последовательно поднимается в международных рейтингах, это не трансформируется в инвестиции, без которых об устойчивом росте говорить не приходится. Я с изрядным недоверием отношусь к тем оценкам, которые дает в своих информационных бюллетенях Минэкономразвития, заявляя о преодолении инвестиционного спада, — слишком заинтересованным является это ведомство, слишком демонстративно стоит оно в стороне от обсуждения тех реальных проблем, которые тормозят инвестиционную активность в нашей стране.

Основных препятствий для возобновления инвестиционной активности частного бизнеса два: экономические санкции западных стран, которые резко повышают политические риски ведения бизнеса в России, и сохраняющееся недоверие к судебно-правоохранительной системе, неспособной обеспечить бизнесменам защиту прав собственности. Если в каком-то из этих двух направлений в первой половине наступающего года появится заметный прогресс, то во второй половине года это может сказаться и на темпах экономического роста. Если же такого прогресса не будет, то выйти за пределы роста в 1% российской экономике будет крайне тяжело.

Поэтому реальные экономические перспективы 2017 года в решающей мере зависят от той внутренней и внешней политики, которую будет проводить российское руководство, и от тех приоритетов, которые оно будет выбирать при планировании бюджетных расходов.

Об авторах
Сергей Алексашенко старший научный сотрудник Института Брукингса, первый зампред ЦБ в 1995–1998 годах
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
Сотрудник все время сидит на больничном. Как его уволить
Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России