Рубль укрепляется: надолго ли нам такое счастье
Неожиданный рост
Укрепление рубля продолжается с февраля 2015 года. Сначала всем казалось, что это обычная коррекция после резкого ослабления российской валюты в конце прошлого года. Затем, после выплат по внешним долгам, сокращения импорта и роста предложения валюты со стороны ЦБ, спрос на доллары начал снижаться. Даже у глобальных игроков появился интерес к рублевым активам. И вот результат — в марте мы уже наблюдали осторожный, но вместе с тем устойчивый тренд на укрепление рубля, а в первых числах апреля экономисты начали пересматривать свои прогнозы по российской валюте. «В первом квартале российская валюта превратилась из худшей валюты мира в лидера роста, оставив в растерянности авторов даже самых точных прогнозов», — писал Bloomberg. Самое время обсудить причины. Неужели кризис кончился и начался экономический рост? Нет, к сожалению, экономика пока не демонстрирует особых успехов, инфляция продолжает расти, а потребление падать. Но мы настолько привыкли к плохим новостям, что хорошие уже не воспринимаем иначе, как чудо, не поддающееся анализу. Слишком долго у людей в головах жила примитивная линейная модель: курс доллара в России обратно пропорционален ценам на нефть. И при этом мало кто обращал внимание на проходящие изменения в глобальных потоках капитала, на улучшающееся сальдо торгового баланса РФ, на объявленный секвестр бюджетных расходов и на то, что высокие процентные ставки в рублях и низкая стоимость акций могут заинтересовать инвесторов, в том числе иностранных. Наверное, зря из образовательных программ исчез диалектический материализм, рассматривающий развитие материального мира как результат внутренних противоречий. Сформулированные Энгельсом диалектические законы перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей проявились в динамике рубля самым ярким образом.
Что помогло рублю
Количественные изменения произошли в структуре спроса на валюту. Если в четвертом квартале 2014 года объем погашений обязательств по внешним долгам превышал $60 млрд, то в первом квартале 2015 года сумма снизилась до $37 млрд, а во втором квартале объем выплат внешним кредиторам составит около $21 млрд. Пик платежей по внешнему долгу фактически пройден. В предложении валюты тоже произошли количественные и качественные изменения. Если в конце прошлого года компании и банки вынуждены были покупать ее на бирже, потому что перезанять доллары было практически невозможно, то сейчас основным источником заемных денег становится ЦБ. На конец марта банки должны были ему $24 млрд по валютному РЕПО, 6 апреля Банк России дал банкам под залог ценных бумаг еще $1 млрд на год и $3,5 млрд на 28 дней. В марте Банк России, ожидая в 2015 году сокращения импорта на 30% по сравнению с 2014 годом, пересмотрел прогноз платежного баланса РФ. Ожидается, что в первом квартале положительное сальдо составит $25,4 млрд — эти деньги поступят на российский рынок. Качественные изменения произошли и в оценке странового риска. Благодаря достигнутым в середине февраля в Минске соглашениям по урегулированию конфликта на юго-востоке Украины резко снизилась премия за политические риски, заложенная ранее в ценах российских активов.
Кому это выгодно?
И вот результат: уже в конце февраля американская комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC — U.S.Commodity Futures Trading Commission) констатировала, что спекулянты увеличили чистые длинные позиции в рубле на 76%, до 5224 контрактов — самый высокий уровень с февраля 2013 года. По сегодняшний день хедж-фонды сохраняют длинные позиции в рубле против доллара. Парадокс, но наши западные коллеги оказались большими оптимистами, чем российские инвесторы. А высокие процентные ставки в рублях (при снизившихся рисках скорого повышения ставок ФРС) позволяют спекулянтам зарабатывать на разнице ставок, дешево занимая в долларах и получая высокую прибыль в рублевых облигациях или в свопах. Так, например, известный инвестор Джим Роджерс заявил на брифинге в Москве, что считает краткосрочные ОФЗ очень выгодной инвестицией, а рынок акций РФ наиболее привлекательным в мире. То есть спекулянты, атаковавшие рубль в конце прошлого года, сейчас помогают российской валюте активно укрепляться, невзирая ни на снижение кредитных рейтингов ни на сохраняющуюся слабость нефтяных цен. Ну чем не единство и борьба противоположностей! А что же наши участники рынка? Никто не собирается отрицать очевидного: инфляция продолжает расти, инвестиции — сокращаться быстрее, чем снижается ВВП, а экономический спад становится объективной реальностью. Но ведь и законы биржевой торговли никуда не делись. Всем очевидно, что население, компании и банки накупили избыточное количество валюты в попытке спасти капиталы и таким образом изъяли рубли из экономики. Хорошо, если доллары приобретались давно, а что делать тем, кто покупал на последние средства на волне ажиотажа? Хочешь не хочешь, но если нужны рубли для текущей деятельности, для покупок, для налоговых платежей, для инвестиций, то приходится продавать доллары, несмотря на очевидные риски рубля. Ведь занимать эти рубли у банков по ставкам 20–30% годовых кажется просто безумием.
Что дальше Продолжится ли тенденция укрепления рубля? Вполне вероятно, что в течение второго квартала мы увидим уровень и 50 руб./долл. Но давайте не забывать про волатильность валютных рынков и про риски нашей экономики. Глобальные экономические риски, геополитика и нефть вообще вне нашего контроля.
Тем не менее, во всем, что происходит сейчас с рублем, есть очевидный плюс. Деньги возвращаются домой и начинают работать здесь, поддерживая восстановление российской экономики. И может быть, это именно то, что сгладит экономические потрясения в будущем и сделает рубль более стабильным.