Финансы, 08 дек 2015, 01:51
Александр Лосев

Чем отличаются и чем похожи инвестиции в искусство и в ценные бумаги

Какие правила инвестиций в фондовый рынок применимы, когда речь заходит о вложениях в предметы искусства? И в чем главный секрет успешного арт-инвестора?
Читать в полной версии

Чем больше инвесторы устают от колебаний акций, валют, золота, нефти или процентных ставок, тем чаще из уст консультантов начинают звучать предложения рассмотреть в качестве объектов для инвестиций нефинансовые активы — живопись и предметы искусства. Почему? А потому, что, по мнению многих экспертов, цены на них никак не коррелируют с финансовыми рынками. И активы эти якобы могут служить инструментами для диверсификации вложений денег в период кризиса.

Те, кто всерьез начинает рассматривать предложения об инвестициях в предметы искусства, задаются одними и теми же вопросами. Такова ли реальная стоимость работ старых мастеров, сколько за них просят арт-дилеры? Можно ли верить экспертизам подлинности? Если речь идет о современном искусстве, как распознать в современном неизвестном авторе будущего Пикассо или Ренуара? И самое главное, принесут ли подобные инвестиции доходность, превышающую, например, проценты по депозитам?

Картины и акции

Итак, существуют определенные правила, о которых должен помнить инвестор. Покупка предметов искусства, так же как и приобретение ценных бумаг, недвижимости или бизнеса делаются по определенным принципам. Необходимы оценка объекта, анализ рынка, определение ожидаемого дохода на определенном горизонте, сравнение с возможными доходами альтернативных вариантов, оценка рисков, издержек на содержание и, наконец, ликвидности актива.

И не нужно думать, что спрос на предметы искусства неэластичен и цена на картины прославленных мастеров будет расти всегда и при любых обстоятельствах. Это не так.

Ценовые пузыри такое же обычное явление на рынке произведений живописи, как и на рынке акций или в недвижимости. И если вдруг в мире появляется избыток денежного предложения, то оно захлестывает все без исключения рынки. Предметы искусства растут и падают в цене почти синхронно с индексами акций. В 2008-2009 годах в разгар финансового кризиса упали цены даже на работы Брейгеля Старшего и Ван Гога.

Восстановление арт-рынка началось лишь в 2010 году практически одновременно с ростом американских акций, на общей волне оптимизма, вызванного количественное смягчением, накачавшим рынки дешевыми долларами. Но не дай бог ФРС США сейчас начнет резко повышать процентные ставки. Тогда рынок сверхдорогих картин рухнет куда быстрее, чем Dow Jones или NASDAQ

Настоящие шедевры давно превратились в национальные достояния. У обычных инвесторов нет ни единого шанса купить работы итальянских мастеров Высокого Возрождения или великих фламандцев, и уж тем более такую драгоценную экзотику, как, например китайская живопись эпохи династий Тан и Сун, или японская тушь в стиле хабоку-син периода Муромати.

Но при этом стоимость очень многих работ старых мастеров не меняется с начала 1990-х годов, то есть уже четверть века. Ах, если бы покупатели Сезанна или Малевича обратили 20 лет назад внимание не на картины, а на акции Apple или Сбербанка, а затем на Amazon и Google. Кому-то на страницах Forbes пришлось бы подвинуться.

«Безумные» рекорды аукционов живописи свидетельствуют не только об исключительном интересе состоятельных людей к высокому искусству, но и могут оказаться банальным «отмыванием денег» наркобаронами или легализаций незаконных доходов чиновников из развивающихся стран. Поэтому, когда тот или иной лот уходит за миллионы долларов, например, на аукционе Sotheby’s, не стоит торопиться с выводами.

Подлинность работ известных авторов — это еще один практически неизбежный риск при покупке старых картин. У многих мастеров, как правило, были целые плеяды учеников и последователей. Да и современные криминальные таланты порой достигают серьезных высот в живописи и их «Вермеер» практически неотличим от подлинного.

И однозначно не стоит покупать с целью инвестиций работы никому не известных европейских мастеров XIX века. Они хоть и выглядят вполне антикварно, никакой художественной ценности не представляют, поскольку лишь «пародируют» классику, и стоимость таких картин редко превышает 1000 евро.

Отыскать Applе в гараже

Если со старыми картинами все так сложно, то может быть имеет смысл инвестировать в современное искусство? Почему бы нет! Во многом это более здравая идея. Но проводя аналогии с фондовым рынком отмечу, что покупать работы современных художников это все равно, что инвестировать в стартапы или в акции венчурных компаний. Найти будущего великого художника не проще, чем отыскать Applе еще в гараже.

Никто не знает, каким будет результат, не пройдет ли мода на определенные стили, и насколько будет признан классиком тот или иной художник в будущем. Гарантированный заработок в современной живописи есть только у брокеров от искусства: арт-дилеров и галеристов.

И процесс создания стоимости на арт-рынке чем-то напоминает подготовку компаний к IPO. Галеристы часто сами вкладывается в начинающих художников, создают имя, рекламируют работы, устраивают выставки в статусных местах, «рисуют» статистику продаж. Но покупателям не стоит просто полагаться на мнение экспертов, «раскрутить» можно всё, что угодно. Это маркетинг высшего уровня. И чтобы оценить качество, инвесторам необходимо воспитывать в себе художественный вкус и не забывать про самообразование и посещение музеев.

И помните, что авангард и супрематизм уже 100 лет как не являются современным искусством. Все эти квадраты, треугольники и линии только в том случае имеют стоимость, если под ними есть подпись Малевича, Кандинского или Ротко. Хотя и сам Малевич признавался, что его «Черный квадрат» это вовсе не искусство, а революционный протест против имперского академизма, то есть по сути, символ переломной эпохи.

Главный секрет

Примите как факт, что большинство современных полотен сейчас не стоят тех сумм, что указаны в каталогах, но давайте вспомним стеклянные бусы, которые так щедро раздаривал индейцам Христофор Колумб в обмен на золото. В хрониках, книгах и фильмах высмеивается наивность дикарей, но сейчас эти же самые исторические бусины (кстати, из настоящего муранского стекла) стоят гораздо дороже, чем то золото, на которое они обменивались 500 лет назад. И здесь мы уже приближаемся к пониманию главных профессиональных тайн.

У предмета искусства должна создаваться история. Ее может формировать как художник, так и эпоха, и сам владелец. Добивайтесь успеха сами, и тогда вырастет в цене и ваша коллекция. Помните, что результат инвестиций появляется только в момент продажи картины, и лишь получив прибыль можно назвать такое вложение средств успешным.

И главный секрет: произведение будет признано классическим, если в нем отражаются современные художнику люди и их эмоции, сегодняшние проблемы и социальные отношения, и в целом — сама текущая эпоха. А став классикой произведение искусства обретет истинную ценность, которая будет только расти от поколения к поколению.

Об авторах
Александр Лосев генеральный директор УК «Спутник — Управление капиталом»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки