Почему ослабление рубля продлится до февраля 2016 года
В нынешнем снижении цены на нефть главную роль сыграли два фактора. Это, конечно, решение не ограничивать добычу, принятое странами, входящими в ОПЕК, на саммите в пятницу. Этот факт в условиях избыточного предложения нефти, которое сохраняется уже несколько месяцев, оказал серьезное давление на цены. Другой фактор, может даже более важный — сезонное падение спроса. Декабрь традиционно для нефти не самый лучший период. В ноябре, декабре, январе спрос на нефть находится на самом низком уровне в течение календарного года.
Дело в том, что основные источники сырья для отопления — газ и уголь, доля мазута относительно невелика. Зато в обеспечении топливом автомобилей, а потребление его зимой падает, доля нефти очень существенна.
Но это, повторюсь, сезонный фактор и потребление начнет расти начиная уже с февраля. Обычно в этот период начинается и рост цен на нефть. Каким будет этот рост, очень сильно зависит от дальнейшей динамики предложения на мировых рынках.
В первую очередь это касается поведения поставщиков самой дорогой — сланцевой нефти. Мы видели начало сокращения производства сланцевой нефти в США, но какими темпами будет идти этот процесс, сказать сложно. Пока производители сланцевой нефти предпочитают сохранять нынешние объемы добычи. Инвестиции в нынешние скважины были сделаны еще в период высокой цены на нефть. И на протяжении текущего года наблюдается устойчивое сокращение инвестиций и количества работающих буровых вышек на новых месторождениях.
Это фактически означает, что по мере выработки текущих месторождений объемы добычи будут падать — это произойдет именно в наступающем году, поскольку нет новых инвестиций. Это четко видно по отчетности нефтяных компаний. В среднесрочной перспективе — от шести месяцев до года — велики шансы того, что цена на нефть вырастет до $55-60 за баррель.
Понятно, что курс рубля ориентируется в основном на динамику нефтяных цен, так как продажа нефти определяет приток валюты на внутренний рынок. Но помимо этого у рубля есть своя, особая, динамика. Особенно заметна она стала в последние несколько недель. Мы видим продолжение достаточно жесткой денежной политики ЦБ. Он сохраняет ставки предоставления ликвидности, например, на аукционах РЕПО, на достаточно высоком уровне. А это делает наращивание рулевой ликвидности для банков делом затратным.
С другой стороны, еще с конца прошлого года российские компании и банки накопили достаточное количество валюты на счетах: и как средство хеджирования валютных рисков, и как средства для выплаты внешнего долга. Поэтому со стороны корпоративного сектора большого спроса на валюту сейчас нет. И это радикальное отличие от ситуации декабря 2014 года.
Нет и давления на рубль со стороны населения. Если в прошлом году люди пытались перевести свои сбережения в валюту, то сейчас свободных средств у них нет. Мы прожили год с сокращающимися реальными доходами, а у многих категорий государственных служащих прошли даже сокращения и номинальных зарплат. Предновогодний спрос на валюту со стороны туристов, который играл свою роль в последние годы, тоже существенно меньше.
Как следствие, рубль достаточно устойчив. Вчера и позавчера он не ослаб в той же степени, что и нефть. Это становится очевидно, если взять такой параметр, как рублевая цена нефти. Она фактически упала. На покупку барреля нужно меньше рублей, чем это требовалось 3-5 дней назад.
Но об особой динамике мы можем, конечно, говорить, только при относительной стабильной цене на нефть. Если цена на нефть продолжит падение, у меня мало сомнений в том, что и рубль продолжит ослабляться. Пусть даже он будет делать это чуть медленнее.
Если брать горизонт ближайшего месяца — до Нового года и начало 2016 года — я не исключаю дальнейшего снижения цен на нефть и, соответственно, роста курса доллара выше 70 руб. Но если брать перспективу больше двух месяцев, то вероятнее, что нефть подрастет до $45-50 за баррель. А рубль укрепится вслед за ней — до 60-65 руб./долл.