Как это сделать, 05 авг 2015, 19:50
Валерий Никитин

Как это сделать: привлечь инвестиции от фондов и бизнес-ангелов

Быстрый рост и развитие бизнеса невозможны без мощной поддержки со стороны инвесторов. Но инвестиционные деньги приходят к тем, кто умеет их правильно привлекать
Читать в полной версии

​Электронный ресурс для школ «ЯКласс» за три года преодолел расстояние от первых шагов новичка отечественного рынка онлайн-образования до масштабируемой на десятки стран технологической платформы. Для этого компания неоднократно привлекала венчурные инвестиции. Основываясь на собственном опыте поиска средств, я выделил четыре совета, которые помогут начинающим компаниям найти инвесторов.

Участвуйте в акселерационных программах

Для начала составьте список фондов: их официальные адреса для заявок публичные, а найти их и узнать спецификацию легко с помощью любой из десятка баз, например Crunchbase, AngelList или российской Rusbase. Используйте возможности бизнес-инкубатора или любого доступного центра поддержки предпринимательства. Даже если поначалу это не принесет вам денег, то с большой долей вероятности поможет обзавестись контактами и раздобыть рекомендации. «ЯКласс» — выпускник акселератора ФРИИ, кроме отличной менторской поддержки такие программы дают новые возможности. Выпуск хорошего акселератора уже является рекомендацией и путевкой в большой бизнес.

В начале 2012 года у «ЯКласс» была готовая технология, но нужно было выпускать «пилот» для российского рынка, и для этого понадобились серьезные инвестиции. Мы с командой взяли список фондов, и я назначил целый ряд встреч, едва ли не каждую неделю ездил в Москву, чтобы сделать презентацию для очередного инвестиционного фонда. Системный подход оправдал себя: первым фондом, который в нас поверил, стал Vesna Investment, который весной 2013 года вложил в компанию $200 тыс.

Доведите презентацию и бизнес-план до совершенства

Наша первая презентация для фонда Vesna Investment не удалась: нас отправили на доработку. Чтобы убедить инвесторов заключить договор c «ЯКласс», я собрал экспертов, дизайнеров и знакомых финансистов. По совету одного из наших акционеров, серийного предпринимателя Никиты Халявина, мы сократили количество слайдов с подробным рассказом о продукте и вместо этого уточнили бизнес-план и детально расписали финансовую часть и стратегию продаж. Кроме того, мы улучшили дизайн презентации, структурировали информацию и добились более легкой и простой подачи материала.

Получить инвестиции в следующий раз было гораздо проще. «ЯКласс» понравился аналитикам Almaz Capital, по результатам первой встречи они предложили встретиться с основателем и руководителем фонда Александром Галицким. На встрече выяснилось, что у нас есть всего полчаса, хотя обычно инвестиционные переговоры продолжаются дольше. Я сделал быструю презентацию, Галицкий послушал и сказал: «Мне нравится» — тем самым дав зеленый свет инвестициям. Вряд ли этого удалось бы добиться, если бы у меня отсутствовали отточенная презентация и точно выверенный план. Помимо Almaz Capital в раунде участвовал фонд Vesna и бизнес-ангел Павел Ковшаров. В 2013 году мы получили в этом раунде $450 тыс. на развитие отдела продаж и доработку продукта.

Обзаводитесь контактами

Знакомьтесь с инвесторами и поддерживайте с ними рабочие отношения всеми возможными способами. Например, с бизнес-ангелом Павлом Ковшаровым мы познакомились в клубе частных инвесторов. Я ходил туда каждый вторник и четверг и проводил презентации для бизнес-ангелов. Павел начал подробно расспрашивать про финансовую составляющую проекта и технологию работы. На все вопросы я отвечал быстро и настолько компетентно, насколько мог. В конце концов Павел принял решение вложить деньги в «ЯКласс».

Подумайте, есть ли в вашей компании опытные акционеры или сооснователи, у которых имеется опыт общения с инвесторами. Они в состоянии помочь не только советом, но и поделиться живыми контактами. Даже если у партнеров нужных связей не нашлось, можно обратиться к экспертам в своем сегменте.

Сфокусируйтесь на клиентах

Cамые важные инвестиции для развития — деньги, которые отдает клиент. Эти средства можно инвестировать в команду, а лучше в сам продукт. Например, наш продукт бесплатный, а монетизация происходит по модели freemium. Обе версии продукта нужно постоянно совершенствовать, чтобы увеличивать число лояльных пользователей. Именно удовлетворенность пользователей станет главным показателем силы компании и позволит вам привлечь новых инвесторов.

В начале 2015 года, достигнув значительных результатов и закрепив за собой нишу, мы получили кредит от Moscow Seed Fund и частного инвестора на общую сумму 12 млн руб. для экспансии в регионы. Кроме широкого распространения в России «ЯКласс» вышел на рынки стран СНГ, а также подписал соглашение по Германии и Австрии. Уже сейчас ведутся переговоры с зарубежными инвесторами для финансирования экспансии платформы далеко за пределы этих стран.

Об авторах
Валерий Никитин Основатель и генеральный директор проекта «ЯКласс»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает
Pro
Оплата тестовых заданий и проверка EQ: как нанимать лучших в 2025 году
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик