Как это сделать, 06 июл 2015, 20:29
Татьяна Костенкова

Как это сделать: привлечь инвестиции от венчурного фонда

В 2011 году мы запустили проект Aori, который помогает бизнесу размещать контекстную рекламу. Проект успешно стартовал, но на развитие требовалось $3–4 млн. Мы решили обратиться к венчурным фондам
Читать в полной версии

Достучаться до инвестора

Сначала мы исследовали известные нам ресурсы, почитали истории успеха. Поняли: если быть частью венчурной тусовки, шансы на успех сильно возрастают. Наняли консультанта, который объяснял нам правила игры, помогал в подготовке документов и презентаций, организовывал встречи с представителями фондов. Мы провели ряд встреч с шестью фондами, среди которых были Inventure Partners, Runa Capital, Intel Capital.

На начальном этапе общения с фондами лучше всего работает «лифтовая презентация» (elevator pitch), когда нужно за одну минуту объяснить незнакомому человеку, что такое твой продукт или услуга. Необходимо заинтересовать инвестора и уговорить его выслушать подробный рассказ о проекте. Любому фонду поступают тысячи предложений, и пробиться через этот информационный шум — сложная задача. Самый надежный способ — личная рекомендация. Мы сотрудничали с опытным консультантом, и его помощь была неоценимой. Существуют и более доступные способы: speed dating (встречи с инвесторами, где они выслушивают 10–20 стартапов), выступления на конкурсах стартапов, участие в акселераторах. В любом случае понадобится «тизер» — выжимка, отражающая суть проекта и описывающая модель монетизации, на одном листе А4. Нечто похожее на коммерческое предложение будущему партнеру.

Если этой короткой презентацией удалось заинтересовать инвестора, вас приглашают выступить с развернутой презентацией. Тогда важно охватить обязательный набор вопросов, интересующий любого инвестора: продукт, рынок, бизнес-модель, команда, финансовая часть. Фонды больше интересуются бизнес-моделью, а не техническими деталями. Поэтому не стоит заваливать потенциального инвестора терминами и показателями, но продемонстрировать владение ими необходимо.

Знакомство с продуктом

Если фонд заинтересовался вашим проектом, он предпримет действия, чтобы продолжить общение: напишет письмо или позвонит с просьбой прислать более подробную информацию. Обычно просят проработанный бизнес-план, структуру будущих доходов и расходов компании, подробный план по разработке (если речь идет об IT-проекте), маркетинговый план и план развития на два-три года. На этом же этапе мы подписывали NDA (non-disclosure agreement — соглашение о неразглашении конфиденциальной информации).

Изучив информацию, фонд назначает предпринимателю личную встречу. На ней есть возможность подробно рассказать о преимуществах проекта. Например, мы рассказывали о том, что этот рынок растет в среднем на 40–50% в год (это был 2012 год), говорили о других игроках в нашей нише, о соотношении рекламы в интернете и на ТВ. Традиционная структура презентации выглядит так: проблема — решение — рынок — бизнес-модель — интеллектуальная собственность — ключевые члены команды — финансовый план — необходимые инвестиции и предлагаемая доля инвестора в проекте — план выхода из стартапа (когда и как инвестор получит свои деньги обратно). Часто последним этапом нашей встречи было живое тестирование продукта. Стартап может искать инвестора на разных стадиях развития, но отсутствие работающего продукта или прототипа — серьезное препятствие. Временной промежуток от первого контакта до конца этого этапа зависит от многих факторов, в том числе от времени года: если встреча пришлась на декабрь или апрель, следующие январь или май автоматически выпадают. Мы ждали ответа в среднем около месяца.

Торг за оценку бизнеса

Самый сложный этап переговоров — оценка стоимости компании. Естественно, в интересах стартапа убедить фонд в том, что проект если не бесценен, то явно недооценен. Фонд же пытается приблизить итоговую цифру к нижней границе возможной оценки. Этот процесс может растянуться на несколько месяцев. Тогда же определяется доля в компании, которую стартап готов уступить за ту или иную сумму инвестиций. Результатом этапа является term sheet — документ, в котором стороны фиксируют свои договоренности, определяют основные положения будущего акционерного соглашения (shareholders agreement). Term sheet не является юридически обязывающим документом, но фиксирует намерения стартапа и инвестора

Если стороны приходят к консенсусу, начинается долгая процедура due diligence (продолжительностью до трех-четырех месяцев), когда фонд тщательно проверяет цифры и факты, которые владельцы заявляли в презентациях. Итог всего процесса — подписание shareholders agreement и перечисление средств. Дьявол кроется в деталях, и договор необходимо изучить вдоль и поперек, нанять юриста. Переговоры по какому-то пункту могут оказаться не менее жаркими, чем на этапе согласования стоимости.

С фондами лучше не связываться

Обычно весь путь общения с фондом небыстрый: он занимает от трех месяцев до нескольких лет. Если нет, стороны полюбовно расстаются, обычно обещая связаться через один-два-три года, когда проект выйдет на новый уровень (просто вежливые фразы). Наше общение с фондами разладилось на этапе согласования оценки — фонд называл сумму в три раза ниже той, на которую были согласны основатели.

В итоге мы пересмотрели свой финансовый план, сильно сократили расходы на разработку продукта (предполагаемый штат в 30 разработчиков уменьшили до 15), сфокусировались на самых важных статьях расходов. Необходимую для развития сумму сократили до $1 млн и взяли кредит у учредителей под довольно низкие проценты. Сейчас мы понимаем, что полученные средства стоили нам 15% годовых, а инвестиции фонда обошлись бы в 150% в год.

Учитывая нынешнее состояние экономики, мы бы советовали стартапам переходить на экономную модель развития (lean startup), расставлять приоритеты в планируемых расходах, а не пытаться успеть покрыть все и сразу. Получение инвестиций часто приравнивается к успеху проекта, что в корне неверно. Наоборот, полученные от фондов средства не всегда учат предпринимателей грамотно распределять статьи расходов, и зачастую вместе с деньгами заканчивается и жизнь самого проекта. На мой взгляд, начинающему бизнесмену надо полностью исчерпать другие источники финансирования, прежде чем стучаться в фонды.

Об авторах
Татьяна Костенкова генеральный директор системы контекстной рекламы Aori
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Pro
Бывший топ-менеджер Google: как понять, что вы поощряете буллинг в офисе
Pro
Выживет ли «Великолепная семерка» в 2025 году
Pro
Как сделать годовой отчет, который оценит инвестор: 6 неочевидных советов
Pro
Почему мы избегаем ставить амбициозные цели и как это преодолеть
Pro
Почему Embracer Group распродает свои лучшие активы
Pro
«Никто. Ничего. Не читает». Работающие способы делегировать любую задачу
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США
Pro
Поколение «ни-ни». Почему молодые люди массово отказываются работать