Как это сделать, 11 окт 2015, 21:07
Макс Волошин

Как это сделать: не ошибиться при найме руководителя

Поиск управленца, который выведет стартап на новый уровень, — задача, сопоставимая по сложности с перезапуском бизнеса. В Redmadrobot такой момент наступил два года назад, и первый опыт оказался не совсем удачным
Читать в полной версии

В течение нескольких лет Redmad­robot была небольшой студией со штатом не более 30 человек, выполнявшей разовые заказы на разработку мобильных приложений. С 2012 года объем работы многократно увеличился: сначала компания начала создавать приложения для СМИ, например для Gazeta.ru, а в 2013 году выиграла тендер на разработку, поддержку и развитие мобильных продуктов для «ВымпелКома». Миллионы пользователей, разработка инфраструктурных решений, долгосрочный большой контракт — все, как мы хотели. Было только одно но. Хотели, но не были к этому готовы. Настолько, что бизнес оказался на грани выживания.

Внутри компании на тот момент не было специалистов, способных практически с нуля наладить крупное IT-производство, и мы решили нанять управленца со стороны. Найденный директор производства, казалось, идеально нам подходил: стаж (больше 20 лет в крупной международной IT-компании), успешные проекты (больше 10 лет в статусе управленца), бэкграунд (техническое образование, навыки программирования), мотивация, возраст. Но этого оказалось недостаточно.

Топ-менеджер не заменит вам голову

Главной задачей нанятого топ-менеджера было за пять-шесть месяцев превратить Redmadrobot из маленькой студии по разработке мобильных приложений в IT-завод. Для этого специалист должен был перезапустить действующее производство, добавить в него недостающие звенья — компетенции, технологии и людей. Оценка проектов, создание пресейлов, бизнес- и системный анализ, определяющие функции приложения, дизайн интерфейсов, разработка архитектуры и написание программного кода, тестирование, техподдержка — всю производственную цепочку он взял в свою зону ответственности. На входе забирал заказы, на выходе отдавал готовые к публикации в сторах приложения.

Управленец подхватил проект для «ВымпелКома»: нужно было создать личный кабинет для абонентов «Билайна», где пользователи могли проверить баланс, пополнить счет, подключить или отключить роуминг и пр., не обращаясь в колл-центр. Приложение должно было работать бесперебойно, выдерживать высокий трафик, быть максимально удобным и понятным пользователям, а также масштабируемым, чтобы его можно было каждый месяц дополнять и совершенствовать, не переписывая большие участки кода.

Над приложением работала команда из 15 человек, которая жила в состоянии постоянного аврала. При этом маржинальность проекта была минимальной — увеличив команду, мы бы ушли в минус. Требовалось наладить внутреннюю эффективность. Мы знали свои слабые места и думали, что нанятый человек придет и расскажет нам, что делать. Такой подход не сработал: промышленное производство заработало, но было недостаточно связано с задачами бизнеса и ключевыми показателями компании.

Вывод. Ожидать, что придет крутой менеджер и все сам построит или починит, — утопия. Для понимания проблем и слабых мест нужна самостоятельная работа.​

Топ-менеджер не знает вашего бизнеса

Привлеченный нами управленец был выходцем из компании по разработке очень крупных IT-проектов и информационных систем. Он попытался перенести ряд практик оттуда без учета специфики нашей отрасли и упустил важные вещи.

Например, в мобильных приложениях интерфейс сервисов имеет решающее значение. Плохое юзабилити (удобство использования) — и пользователь не понимает, куда ему нажимать в приложении, уходит, удаляет его и снова обращается за помощью в колл-центр. Бизнес-задача не решается. Наш управленец практически не сталкивался с дизайном и юзабилити IT-продуктов и не смог эффективно управлять этой зоной и развивать ее. Кроме того, он применял избыточные технологии, тратя наше драгоценное время — отдел тестирования работал с приложениями так, как если бы это были гигантские серверные системы, а пресейлы для клиентов делались неделями и представляли собой 20-страничные технико-экономические обоснования, тогда как нужны были небольшие презентации с ключевыми положениями и видением продукта в интерфейсе.

Вывод. Оценивайте прошлый опыт управленца, то, как набор его навыков ложится в специфику вашего бизнеса. Внедрение не подходящих компании технологий ведет к потере прибыли.

Топ-менеджер неэффективен без плана

Требовать четкий план работы на год — непременное условие. Документ должен быть написан просто и настолько детально, чтобы любой далекий от специфики бизнеса человек понял его. План должен отвечать на вопрос «Что вы будете делать и как ваши действия будут влиять на цели компании?». Договаривайтесь о KPI, связанных с прибылью, а также о конечных и промежуточных целях.

Детальный план мы запросили у нашего управленца лишь спустя восемь месяцев после начала его работы. До этого он обозначал скорее направления движения, чем конкретные задачи и результаты. Соответственно, и его KPI все восемь месяцев были весьма условные. Когда мы проанализировали план его ежемесячных задач, оказалось, что все это время результативность управленца не превышала 50%. Изначально мы прозрачно не договорились, что и как считаем, поэтому цифры, которые демонстрировал топ-менеджер в ежемесячных отчетах, представляли собой месиво из прибыли от незапланированных поступлений, не имеющих связи с его деятельностью, и отложенной прибыли от сданных ранее проектов.

Вывод. Заранее договаривайтесь о способах оценки результатов работы нанятого управленца и о дальнейших действиях в случае их выполнения или невыполнения.

Топ-менеджер может оказаться топ-технологом

Наш кандидат успешно «продал» нам себя на собеседовании — опыт, знания, лидерские качества. К сожалению, мы не придали особого значения отсутствию гибкости в его характере и мотивации на выход из зоны комфорта, переход на новый профессиональный уровень. Оказалось, что без этого руководить производством в условиях динамичного роста бизнеса и постоянно меняющегося рынка очень сложно. Нам нужен был человек, готовый не просто привнести свои знания, а адаптировать их, развить, усовершенствовать. Вместо этого мы наняли довольно жесткого топ-менеджера, который не захотел подстраиваться под наши задачи. Он был хорошим главным технологом, но как управленец нам не подходил.

Вывод. Не покупайтесь на опыт и уверенность в себе – ищите управленца, готового меняться вместе с рынком и вашим бизнесом.

Об авторах
Макс Волошин Основатель компании по разработке мобильных решений для бизнеса Redmadrobot
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров