История военных ужасов: чему научился мир после Хиросимы?
Выжидательный подход не работает
Ядерное соглашение между Ираном, пятью постоянными членами Совбеза ООН, а также Германией и ЕС произошло в исторически «благоприятный» момент: ровно 70 лет назад, 6 августа 1945 года, была сброшена ядерная бомба на Хиросиму и открыта самая темная глава в долгой истории военных ужасов. К огню, пулям и штыкам присоединилась ядерная радиация — молчаливый, невидимый убийца, такой как газовое или биологическое оружие.
После Первой мировой войны международное сообщество приняло так называемый Газовый протокол, запрещающий применение химического и бактериологического оружия. Кроме того, существовал строгий запрет на любое применение ядерного оружия после окончания Второй мировой войны.
Но ядерные державы всегда выступали категорически против такой меры, утверждая, что строгий запрет все равно не будет выполняться. Необходимо применять постепенный подход, который приведет к запрету на владение и производство ядерного оружия во всем мире. В конце концов, такой же подход привел к сегодняшним строгим ограничениям, касающимся использования биологического и химического оружия.
Однако спустя 70 лет после Хиросимы и Нагасаки очевидно, что такой выжидательный подход не работает. Во время холодной войны общее число ядерных вооружений в мире увеличилось более чем до 50 тыс. Многие бомбы, в том числе водородные, сегодня обладают взрывной мощью, на несколько порядков превышающей бомбу, что была сброшена на японские города.
Разоружиться не получилось
Определенные меры позволили снизить количество ядерного вооружения: двусторонние соглашения о контроле над вооружениями между Соединенными Штатами и Советским Союзом, ограничения на испытания нового оружия и — прежде всего — Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Целью ДНЯО, подписанного в 1968 году, была всеобщая ликвидация ядерного оружия. Не обладающие ядерным оружием государства обязались его не приобретать, а пять государств, которые имели официально ядерное вооружение (США, Великобритания, Франция, Китай и Россия) обязывались участвовать в переговорах по разоружению.
Конечно, первая часть соглашения позволила добиться определенных успехов: с момента вступления договора в силу только четыре государства (Индия, Израиль, Северная Корея и Пакистан) создали ядерное оружие. Южная Африка ликвидировала свое ядерное оружие и присоединилась к ДНЯО, Украина, Белоруссия и Казахстан передали свои ядерные арсеналы России. Два государства — Ирак и Ливия — были остановлены в разработке ядерного оружия, а Иран, который тоже является участником соглашения, обязался соблюдать ограничения в своей ядерной программе.
И все же решимость пяти ядерных держав разоружаться имела очень ограниченные результаты. Ядерные арсеналы были сокращены (в основном по экономическим причинам) после холодной войны до менее чем 20 тыс. единиц оружия во всем мире. Но этого все еще достаточно, чтобы уничтожить человечество несколько раз. В 2010 году новый договор START принес долгожданные ограничения на предельные количество ядерных боеголовок у США и России. Но с тех пор больше никаких серьезных действий по разоружению предпринято не было.
Когда-то была надежда, что малое количество нестратегических ядерных вооружений НАТО, расположенных в Европе, может быть отозвано обратно в США, поскольку их в военном отношении считали бесполезными. Предполагалось, что такой поступок может побудить Россию сократить собственное тактическое ядерное оружие. Но ни одна из этих надежд не сбылась.
Как и вера в то, что Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), принятый в 1996 году, станет обязательным.
Был принят мораторий на проведение испытаний и создана впечатляющая система мониторинга, способная регистрировать не только применение ядерного оружия, но и землетрясения и цунами. Но поскольку восемь стран, включая США и Китай, отказались ратифицировать договор, то ДВЗЯИ был принят, но так и не вступил в силу.
Ядерная угроза не исчезла
Вместо ядерного разоружения мир является свидетелем модернизации и в некоторых случаях расширения ядерных арсеналов. Если постоянные члены Совбеза не поймут, что ради собственной же безопасности им необходимо вернуться к серьезным переговорам по разоружению, как это и планировалось ранее, надежды на какие-то позитивные изменения не появятся.
Ядерные державы показали свою готовность удерживать остальные страны от приобретения оружия массового уничтожения; сейчас пришло время сдерживать самих себя.
Как некоторые государства отказываются присоединиться к конвенции, запрещающей кассетные бомбы и противопехотные мины, так и ядерные державы могут принять решение не присоединяться к конвенции о сокращении собственных арсеналов. Однако наличие подобного договора могло бы служить постоянным напоминанием о том, чего от них ожидает остальной мир. И уже хотя бы по этой причине принятие подобного соглашения должно стать международным приоритетом.
Во время холодной войны многие боялись, что человечество может совершить самоубийство, развязав ядерную войну. Сегодня больше людей беспокоятся, что человечество может погибнуть в результате глобального потепления.
Говорят, что Хиросима и Нагасаки стали «прививкой» против любого дальнейшего применения ядерного оружия. Будем надеяться, что это так. Но необходимо, чтобы эта прививка получила юридическую силу.
Copyright: Project Syndicate, 2015 www.project-syndicate.org