Политика, 16 авг 2016, 20:41
Пол Гуд

Управление патриотизмом: как власть «помогает» россиянам понять мир

Официальная пропаганда во многом определяет взгляды граждан на внешнюю политику, однако не способна обеспечить безусловную поддержку действий Кремля
Читать в полной версии

Дискуссии об общественной поддержке внешней политики Кремля часто отталкиваются от таких понятий, как эффект «сплочения вокруг флага», либо исходят из того, что обилие патриотического вещания в отечественных СМИ стимулирует поддержку официального внешнеполитического курса. Однако патриотизм — коварное понятие, и далеко не очевидно, что патриотические настроения напрямую преобразовываются в поддержку внешней политики правительства. Несмотря на постоянно возраставшие за последние пятнадцать лет усилия Кремля по интенсификации патриотического воспитания, представления российских граждан о патриотизме разнообразны, порой противоречивы и часто аполитичны. Рассмотрение понимания «бытового патриотизма» россиянами предоставляет возможность выявить источники и границы поддержки внешней политики Кремля.

В данной статье мы анализируем результаты 65 глубинных интервью, проведенных с российскими гражданами в Тюмени (2014 год) и Перми (2015 год), за которыми последовали фокус-группы с госслужащими, пенсионерами и студентами в Перми. Респондентам задавали вопросы об их повседневной жизни, о том, что означает быть патриотом, об их понимании родины, о различии между патриотизмом и национализмом, об их соображениях по поводу советской эпохи и 1990-х годах, а также о долге патриота.

Официальный и бытовой патриотизм

Начиная с 2001 года российское правительство стало уделять особое внимание патриотическому воспитанию. Специальная государственная программа делала особый упор на военно-патриотическое воспитание c помощью СМИ, общественных организаций, деятелей науки и правоведов. В условиях усиления внешних вызовов задача стала приоритетной. Соответственно, проект программы на 2016–2020 годы предлагает увеличение бюджета более чем на 300%, до 1,9 млрд руб. Головными исполнителями государственной программы являются Минобороны, МЧС, Министерство культуры, Министерство образования и науки, а также Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать).

Проект программы 2016 года понимает патриотизм как набор социальных принципов и практик: «[Патриотизм — это] базовая направленность социального поведения граждан, выражающая высший смысл жизни и деятельности личности, проявления долга и ответственности перед обществом, формирующая понимание гражданином России приоритета общественных интересов над индивидуальными вплоть до самопожертвования, пренебрежения опасностью для личной жизни и здоровья при защите интересов Отечества».

В отличие от этой трактовки большинство россиян определяют патриотизм просто как «любовь к родине». В целом патриотизм в глазах большинства видится как нечто аполитическое и очень личное. К примеру, празднование Дня Победы связывается с патриотизмом, так как понесенные Советском Союзом во Второй мировой войне огромные потери коснулись практически каждой семьи. Подчеркивая первостепенность семейных уз, участники интервью и фокус-групп указывали, что акция «Бессмертный полк» оказывает мощное эмоциональное воздействие как на зрителей, так и на самих участников. В то же время по поводу эксплуатации властями таких символов, как георгиевская ленточка, мнения разделились.

Респонденты определяли патриотизм в основном с точки зрения места и культуры: делать свою работу, заботиться о своих соседях и родных, не уезжать из родного города (или из России), сохранять русский язык и культурные традиции, преподавать и изучать российскую историю. При этом граждане по-разному определяют патриотизм вообще и понятие «быть патриотом»: последний концепт имеет политическую коннотацию. Другими словами, патриотизм — персонален, нормативен и абстрактен, в то время как «быть патриотом» — это уже публичная политика. Респонденты заметно смущались и даже волновались, когда их спрашивали, что значит быть патриотом в сегодняшней России. Практически в каждом случае они уточняли, интересуюсь ли я их личным мнением или тем, как это понимают «все остальные».

Патриотические практики и внешняя политика

Среди множества ассоциируемых с патриотизмом практик выявлены два набора, связанных с российской внешней политикой. Первый набор включает оценки респондентами политики (сравнение и ностальгию). Второй набор касается индивидуального действия или субъектности (противопоставление, защиту и потребление).

Сравнение. Вне зависимости от политической ориентации респондентов сравнения с Западом служат для демонстрации нормальности России: она совершает те же ошибки в историческом развитии, так же ностальгирует по поводу прошлого, стремится к тем же универсальным целям и ценностям. Некоторые респонденты даже выразили озабоченность относительно того, что россияне недостаточно патриотичны по сравнению с американцами или украинцами. Однако во время второй серии интервью респонденты (особенно пенсионеры и государственные служащие) начали подчеркивать нормальность культурных различий между коллективистской Россией и индивидуалистическим Западом.

Ностальгия. В сегодняшней России ностальгия в первую очередь направлена на позднесоветский период, и более конкретно на опыт советской молодежи. Для представителей старших поколений характерны воспоминания об участии в пионерской организации, производственных бригадах или в московской Олимпиаде 1980 года. Респонденты часто подчеркивали, что ностальгия по советскому прошлому не имеет политической составляющей, хотя в фокус-группах она влияла на оценки социальной политики государства.

Несколько иную картину дает изучение российской молодежи. Как показали интервью в фокус-группах со студентами российских университетов, ностальгия по советским временам запускает различные нарративы: сквозь розовые очки студенты видят, что у россиян было функционирующее государство, гарантированное трудоустройство, превосходное образование, социальный капитал, безопасность и уважение, высокий жизненный уровень при низких ценах. Для всех поколений ностальгия связана с понятиями нормальности, и на сей раз нормальность определяется через данные нарративы советского прошлого. В отличие от более амбивалентной практики сравнения ностальгия усиливает представления о России как имеющей свой собственный, отдельный от Запада путь.

Противопоставление. Для тех, кто скептически относится к правительству, быть современным патриотом означает считать врагами США, НАТО и Запад в целом. Как выразился один из респондентов, «мы окружены врагами, мы могли бы делать что-то хорошее или благородное, но они нам мешают». Противопоставление необязательно должно принимать форму войны; оно истолковывается скорее как защита, нежели как агрессия. Для большинства противопоставление Западу — это достойный ответ на западные санкции (поддержка импортозамещения) и на вмешательство Запада в дела Украины (помощь беженцам или Донбассу). Противопоставление оправданно из-за неправомерных действий союзников из стран Запада (наиболее недавний пример — Турция), злонамеренным изображением России западной пропагандой и в целом — восприятия поведения Запада в истории его взаимоотношений с Россией как высокомерного и эксплуататорского.

Стоит отметить, что противопоставление как практика плавно переходит с внешних на внутренних врагов. Некоторые из тех, кто поддерживает режим, изображают оппонентов в качестве «пятой колонны» или «агентов влияния». Вместе с тем почти все респонденты охарактеризовали участие в политике как противоречащее патриотизму: если патриотизм является индивидуальной и настоящей любовью к родине, то политики пытаются вертеть этой любовью и искажают ее в своих целях. Затягивание поясов в эпоху санкций для многих означает, что бюрократы и политики не имеют права ездить за границу или владеть зарубежными активами.

Защита. В качестве патриотической практики защита является расхожей и в то же время разнообразной. В интервью защита ассоциируется с рядом объектов — родиной, правительственными интересами, отечественными рынками, экологией, исторической памятью и так далее. В этом смысле защита — скорее абстрактный принцип, который зависит от восприятия угрозы. Конечно, некоторые респонденты полагали, что существует прямая внутренняя угроза, расширяя понятие за счет защиты родины от вражеских агентов. Один респондент отметил: «Я не знаю иностранных агентов, однако я уверен, что они существуют. Не зря о них говорят [в СМИ]». Чаще респонденты ассоциировали патриотизм с конституционным долгом защищать страну (можно отметить, это был один из тех редких случаев, когда Конституцию упоминали в разговорах о патриотизме), причем вне зависимости от того, служили ли они в армии.

Потребление. В то время как респонденты практически игнорировали потребление в качестве патриотической практики в 2014 году, его стали все чаще упоминать к концу 2015 года. Благодаря этой практике можно представить себе масштабы влияния распространяющегося публичного дискурса касательно санкций, импортозамещения и экономического кризиса. Респонденты говорили о покупке местных и российских продуктов в целом, но многие с трудом могли привести конкретные примеры.

Механизмы патриотического упрощения

Патриотизм — сложное понятие, хотя большинство людей интуитивно ожидают от него простоты. В фокус-группах дискуссии не раз достигали той точки, когда участники отмечали, что понимание патриотизма перегружено и выходит за пределы здравого смысла. Внешняя политика также сложна и противоречива, но с какого-то момента патриотические граждане вытесняют сложное понимание, задействуя разнообразные когнитивные стратегии.

Некоторые граждане упрощают внешнюю политику посредством персонификации: они описывают таких известных политических деятелей, как Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев, министр обороны Сергей Шойгу и министр иностранных дел Сергей Лавров, как любящих родину людей и полагают, что их действия сводятся к этой любви. Государственные служащие в наибольшей степени склонны к персонификации; при этом она зачастую выливается в прямое обвинение зарубежных стран (особенно Западной Европы и США). В характерной перепалке один из участников фокус-группы воскликнул: «Большая часть страны поддерживает [Путина]. Когда мы говорим «Крым наш», мы даем Америке то, что она заслуживает… Это вдохновляет». Связь патриотизма с семьей также нашла свое выражение через неприятие гомосексуальности как болезни Запада, угрожающей семейным ценностям в России.

Другие прибегают к упрощениям посредством назначения виновных: внешнеполитические проблемы объясняются неудачным следствием близорукости или неправомерных действий других государств. В итоге Россия ограничена в своих возможностях поступать как следует в международных делах. В групповой дискуссии пенсионеры больше всех были склонны искать виновных. В основном их беспокоила американская «мягкая сила» и планы Америки «разобщить» российское общество.

Упрощение также может осуществляться посредством экстернализации, при которой интуитивное понимание патриотизма и морали связывается с ролью государства в международных отношениях. Чаще всего это предполагает ностальгию по советскому периоду. Как съязвил один из респондентов, «как патриот, я не знаю гимна России. Но я знаю гимн СССР, который я выучил в школе». Студенты были склонны к экстернализации, оценивая нынешнее положение дел в соответствии с советскими достижениями во внутренней и внешней политике. Вместе с тем студенты также были склонны увязывать ностальгию по советскому прошлому с современными формами потребления. Студенты также оценили гуманитарную помощь Восточной Украине и другим регионам как свидетельство роста влияния России на международные дела до уровня СССР. В то же время они были гораздо лучше осведомлены о конституционной структуре государства и считали, что политически активные граждане полезны России.

Заключение: от патриотических практик к подотчетности политики

Стоит обратить внимание на то, какие понятия не были упомянуты в качестве имеющих отношение к внешней политике. Религия, и в частности православие, почти не были отмечены в данном контексте. Несмотря на популяризацию «Новороссии» на государственном и медийном уровнях, о царском периоде в связи с патриотической практикой упомянули лишь очень немногие респонденты. Также стоит отметить, что этнический национализм, часто фигурировавший в дискуссиях о патриотизме, редко присутствовал в оценках внешней политики или политики Кремля в отношении Украины. Наконец, в контексте внешней политики ни разу не упоминалась коррупция, хотя респонденты с неодобрением отзывались о стремлении элиты путешествовать за рубеж и отправлять своих детей жить и учиться за границей. Тот факт, что эти разнообразные практики не упоминались в ходе интервью и фокус-групп, поразительно диссонирует с концептуализациями российской внешней политики западными экспертами и СМИ, зачастую приравнивающими поддержку Путина к более или менее единогласной поддержке всего, что делает Кремль.

В целом три проанализированных выше механизма патриотического упрощения опираются на оценочные практики сравнения и ностальгии. Однако среди социальных групп это проявляется по-разному: в среде государственных служащих защита легко преобразуется в персонификацию, противопоставление — в назначение виновных среди пенсионеров, и потребление переходит в экстернализацию среди студентов.

Каждый механизм при этом варьируется сквозь призму проблемы подотчетности внешней политики. Сочетание защиты и персонификации, по сути, дает российскому руководству карт-бланш; неудивительно, что эти практики наиболее характерны для государственных служащих. Комбинация противопоставления и назначения виновных трансформируется в поддержку внешней политики пенсионерами, однако с большей степенью скепсиса и недоверия к СМИ. Наконец, потребление и экстернализация влекут за собой применение высоких нормативных стандартов поведения в международных делах и их увязывание с внутренним потреблением. Тот факт, что последняя комбинация наиболее характерна для современных студентов, означает, что за российской внешней политикой, возможно, в наибольшей степени следит молодое поколение. Неудивительно, что это поколение, являющееся целевой аудиторией Государственной программы патриотического воспитания, в наибольшей степени знакомо с формальной структурой и деятельностью государственных институтов. При этом молодое поколение также чаще всего выражает свой патриотизм посредством потребления, и можно ожидать, что оно будет более чувствительным к последствиям длительного экономического спада в стране.

Оригинал: J. Paul Goode. «Everyday Patriotism and Putin’s Foreign Policy PONARS Eurasia

Об авторах
Пол Гуд старший лектор Университета Бэт (Великобритания)
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
«Без вас как без рук»: четыре манипуляции, на которые нельзя поддаваться
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
Девять кругов управленческого ада. Как выбраться из каждого
Pro
Бессердечие и недружелюбие: кто такие темные эмпаты