Война санкций, 19 дек 2014, 13:45
Шломо Вебер

Чего ждать России от следующего президента США

В ближайшие два года заметного потепления в отношениях России и США не будет. Но ситуация может измениться в 2017 году, после очередных выборов американского президента. И как ни странно, больше шансов на улучшение отношений в том случае, если к власти в США придет республиканец
Читать в полной версии

На пресс-конференции 18 декабря президент Владимир Путин говорил о попытке Запада повлиять на развитие России и о том, что страна отказывается подчиниться этому влиянию. Если не изменится курс ни одной из сторон этого конфликта в отношении Украины, это, скорее всего, приведет к дальнейшему ужесточению санкций Запада и усилению экономической и политической изоляции России. Такая изоляция выглядит почти неизбежной, в том числе и в связи с двумя серьезными внутриполитическими факторами в США.

Первый из этих факторов – внушительная победа Республиканской партии на ноябрьских промежуточных выборах в Конгресс. Республиканцы получили беспрецедентное большинство в Палате представителей и завоевали большинство в Сенате, которое прежде имели демократы. Это ослабило позиции и без того непопулярного президента Барака Обамы. Республиканское большинство, не проявляющее симпатии к России, и слабость нынешнего президента приведут к тому, что в ближайшее время изменить внешнеполитический курс страны, включая политику в отношении России, будет практически невозможно, даже если такое желание и возникнет в руководстве страны.  

Еще более важный фактор – приближающиеся президентские выборы в США в ноябре 2016 года. Роль политики по отношению к России в предвыборной кампании предугадать совсем не сложно. Кандидаты в президенты будут различаться только по степени резкости их критики президента Путина и России. Они будут вынуждены определить, насколько серьезной может быть эскалация политики санкций, насколько расширена поддержка Украине и каковы (нереальные) условия смягчения этой политики и улучшения отношений с Россией. В США нет реального пророссийского лобби и электоральных групп, поддерживающих Россию (как, скажем, кубинские иммигранты во Флориде или мексиканские иммигранты по всей стране). Поэтому предвыборная кампания превратится в «гонку на дно», в которой кандидаты соревнуются в том, кто острее раскритикует Россию и ее руководство.

Но после инаугурации нового президента в январе 2017 года встанет вопрос уже о реальных делах. И вот тогда политика по отношению к России может заметно измениться. Политические решения будут в значительной степени зависеть от нового президента, личность которого (или которой) сейчас трудно предугадать. Тем не менее мы бы хотели обсудить три возможных направления американской политики по отношению к России, которые представлены ведущими (на сегодняшний день) кандидатами – Хиллари Клинтон, Джебoм Бушeм и Рэндoм Полoм. Несмотря на заметную общность взглядов, они отличаются в подходе к России и политике санкций. 

Хиллари Клинтон пока что лидирующий кандидат в президенты от демократической партии. Ее подход к международной политике весьма жесткий, что вызвано рядом причин. Будучи женщиной и либералом, Клинтон пришлось преодолевать обвинения в мягкости ее политики и убеждений. Тень «невмешательства» ее супруга Билла Клинтона в руандский геноцид 1994 года никуда не исчезла. Клинтон была госсекретарем США во время «перезагрузки», ее еще во время избирательной кампании наверняка будут критиковать за «уступки» России. А ее ответ будет, скорее всего, состоять в том,  что США пытались улучшить отношения с Россией при президенте Медведеве, но приход Владимира Путина отменил  перезагрузку. 

Политика Хиллари Клинтон будет во многом похожа на подход Рональда Рейгана, который совмещал воинственную политику с возможностью компромисса с Россией при благоприятных условиях. Если Клинтон победит на выборах 2016 года, она будет самым «интернациональным» президентом от демократической партии со времен Франклина Делано Рузвельта. Активное участие США в международных конфликтах приведет к продолжению и, возможно, усилению американских санкций по отношению к России.

Джеб Буш, который может стать третьим президентом в своей семье, в отличие от своего старшего брата Джорджа Буша (президент США с 2000 по 2008 годы), не является представителем «неоконсервативной» идеологии, его нельзя считать преемником Рейгана. Частично это объясняется его опытом в поисках компромисса с демократами в те годы, когда он был губернаторoм Флориды, частично – желанием отмежеваться от наследия cвoего брата.

Подход младшего Буша будет характеризоваться прагматизмом без опоры на идеологические соображения. Он будет стремиться оказать поддержку американскому бизнесу, работающему за рубежом, в том числе и в России. Буш попытается провести  соглашения о свободной торговле с Европейским союзом и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также продолжит помощь Украине без поддержки конфронтации с Россией. В политике США добавится изрядная доля реализма в подходе к бизнесу и международным конфликтам.

Рэнд Пол, сенатор-республиканец от штата Кентукки, выступает за резкое сокращение международных обязательств США и вмешательства в конфликты,  происходящие вдали от их границ. Деятельность Пола в сенате в области международной политики отражала его либертарианские взгляды и была посвящена ограничению полномочий исполнительной власти; он доказывал, что многие проблемы США возникли из-за чрезмерного вмешательства в дела других стран.

Конечно, в случае победы на выборах Полу придется подкорректировать свою позицию, но суть останется. Его политика по отношению к России будет похожа на подход  Джеба Буша, но при этом внимания собственно к России будет еще меньше. В международной политике Пола-президента санкции и «наказание» России не будут играть решающей роли.  

Если суммировать вышесказанное, то в ближайшие два года резкого потепления между Россией и США ожидать не приходится. Тем не менее существует возможность перемен в 2017 году. И, как ни странно, эта вероятность выше в случае победы Джеба Буша, Рэнда Пола или другого республиканского кандидата, который захочет отмежеваться от политики Барака Обамы. Так что в плане отношений двух стран есть свет в конце тоннеля.

Об авторах
Шломо Вебер президент Российской экономической школы
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Pro
Рекордная ставка и доллар под ₽115. Чем запомнился инвестору 2024 год
Pro
Выживет ли «Великолепная семерка» в 2025 году
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Чем запомнился год председательства России в БРИКС
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Дважды в день необязательно: как правильно чистить в зубы
Pro
Как напечатанное оружие стало глобальной угрозой