Политика, 19 дек 2017, 18:51
Андрей Баклицкий

Безопасная стратегия: как Трамп разобрался в мировой политике

Жесткие нападки на Россию и Китай понравятся избирателю Трампа, но в той части электората, которая действительно важна, новая стратегия национальной безопасности США не обещает потрясений
Читать в полной версии

То, что президент США Дональд Трамп презентовал 18 декабря новую стратегию национальной безопасности, было исключительно его инициативой. Хотя согласно закону Голдуотера — Николса 1986 года исполнительная власть должна ежегодно готовить для конгресса доклад о национальной безопасности США, последние два десятилетия эти обязательства благополучно игнорировались. Барак Обама и Джордж Буш-младший выпустили по две стратегии вместо восьми, ни одна из которых не была презентована в первый год президентства. Впрочем, и Трамп проигнорировал букву закона, по которой стратегия должна передаваться конгрессу вместе с проектом бюджета на следующий год — проект не ожидается раньше февраля.

В середине 1980-х предполагалось, что доклады помогут законодателям понять цели и задачи исполнительной власти, а это позволит оценить адекватность их финансирования. На практике стратегия превратилась в манифест, объясняющий, как администрация США видит мир и место страны в нем. Презентация документа позволила Трампу объяснить дезорганизованному государственному аппарату, что от него требуется, успокоить конгрессменов, обеспокоенных противоречивой риторикой администрации, донести до союзников и соперников за рубежом основные подходы Вашингтона к международным проблемам.

Что сказано

Но главным адресатом стратегии все же стали избиратели Дональда Трампа. В отличие от своих предшественников, он лично представил документ, названный «Стратегия национальной безопасности: Америка прежде всего». Трамп напомнил, что власть вернулась в руки народа, перечислил успехи своего президентства от экономического роста до разгрома «Исламского государства» (запрещенная в России организация) и под аплодисменты слушателей пообещал построить стену на границе с Мексикой.

Похоже, что таким же образом был подготовлен и текст стратегии: команда сотрудников Совета национальной безопасности аккуратно перенесла на бумагу ключевые предвыборные обещания Трампа, выстроила их в непротиворечивую структуру и максимально профессионально заполнила образовавшиеся лакуны пунктами из сферы классической дипломатии. В принципе подобный документ мог бы быть подготовлен и в декабре прошлого года, в нем практически никак не отразились обвинения России во «взломе» американских выборов, выстраивание диалога между США и Китаем по проблеме КНДР и испытание Пхеньяном межконтинентальной баллистической ракеты.

Угрозы со стороны России обозначены в документе максимально обтекаемо, помимо классических отношений ядерного сдерживания упоминаются дестабилизирующие кибервозможности и вмешательство во внутренние дела государств по всему миру. Главной же угрозой авторам стратегии видится растущий риск конфликта в Евразии, вызванный неким «просчетом» со стороны Москвы. Крым в тексте документа не упоминается ни разу.

Внешняя политика Трампа позиционируется как «реализм, опирающийся на принципы». Хотя вопреки ожиданиям заметная часть документа оказалась посвящена дипломатии и правам человека, его лейтмотивом стало обещание «не навязывать свои ценности другим», а раздел «Отстаивая американские ценности» получился совсем скромным и фактически свелся к тому, что государства должны соблюдать права человека, а те, кто их не соблюдает, «не смогут полностью раскрыть свой потенциал». Больше всего не повезло проблемам изменения климата, занимавшим важное место в предыдущей стратегии Барака Обамы. Как точно отметил редактор The Guardian Джулиан Боргер: «Слово «климат» встречается в стратегии четыре раза, три из них — в словосочетании бизнес-климат».

Было бы ошибкой воспринимать стратегию и ее ключевые положения в отрыве от личности Трампа, и его живое выступление хорошо расставляет акценты в сухом официальном документе. Да, стратегия декларирует необходимость сдерживать Россию, но, рассказывая о звонке Владимира Путина, поблагодарившего президента США за информацию, позволившую предотвратить теракт в Санкт-Петербурге, Трамп несколько раз повторяет: «Вот как это должно работать!» Да, Москва и Пекин представляют вызов для Америки, но в своем выступлении президент говорит о них, как о достойных противниках, с которыми можно установить «великолепное партнерство», если национальные интересы США будут соблюдаться.

Закономерно задать вопрос, насколько вообще важна новая стратегия и подобные декларативные документы вообще. Например, министр обороны в администрациях Джорджа Буша-младшего и Барака Обамы Роберт Гейтс писал в своих мемуарах, что так и не прочитал стратегию национальной безопасности 2010 года.

Что важно

Действительно, стратегии национальной безопасности не отличаются конкретикой, и особенно сложно ее ожидать от бумаги, подготовленной в первый год работы администрации. Но они задают систему координат, в которой будут разрабатываться более прикладные документы: национальная военная стратегия Объединенного комитета начальников штабов и стратегия национальной обороны Министерства обороны. Стратегия национальной безопасности также учитывается при подготовке ядерной доктрины США, которая будет опубликована в начале следующего года, и стратегии противоракетной обороны США.

В этой части стратегия скорее обнадеживает. Документ подчеркивает, что разворачиваемая система ПРО не направлена на подрыв стратегической стабильности и долгосрочных стратегических отношений с Россией и Китаем, а США готовы к заключению новых договоров о контроле над вооружениями.

В то же время вызывает опасения намек на расширение роли ядерного оружия в американской военной доктрине.

В итоге администрация Дональда Трампа в сжатые сроки подготовила достаточно идеологически выверенный документ, позволяющий порадовать сторонников и транслировать свои подходы мировому сообществу, но недостаточно конкретный, чтобы ограничивать действия исполнительной власти в будущем. Поскольку стратегия не содержит четкого ответа ни на один из ключевых вызовов США на международной арене, решения по ним будут приниматься ситуативно, что гарантирует турбулентность международных отношений.

Также вызывает вопросы обеспеченность стратегии ресурсами, как дипломатическими (Госдепартамент проходит через болезненный процесс реорганизации с открытым финалом), так и военными (финансирование​ заявленного наращивания вооруженных сил по-прежнему не гарантировано). Но все это вряд ли помешает президенту Трампу пытаться выполнить свое предвыборное обещание «сделать Америку снова великой».

Об авторах
Андрей Баклицкий консультант ПИР-Центра
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Ставки более 25%: что может стать альтернативой ипотеки
Pro
Диета как инвестиционный портфель: какие продукты — хорошие активы
Pro
Налоговые риски при ликвидации и реорганизации компании. Кто платит
Pro
Как «Лемана ПРО» ищет земли под магазины и анализирует маршруты доставки
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist