Контролируемая нестабильность: мир и Россия в Мюнхене и после
«Постзападный» мир
Дискуссия развернулась прежде всего среди представителей внешнеполитических сообществ стран — членов НАТО и Европейского союза. Некоторые из них серьезно встревожены по поводу будущего Запада и мирового порядка в целом. Они предвидят обострение старых конфликтов, ослабление традиционных альянсов, усиление новых угроз, даже хаос. Организаторы Мюнхенской конференции в своем докладе назвали происходящее «геополитической рецессией». Соавтор доклада, председатель конференции, бывший министр иностранных дел ФРГ Вольфганг Ишингер раскритиковал призывы президента США Дональда Трампа к странам ЕС выйти из Евросоюза по примеру Британии и назвал продолжение подобной риторики «невоенной декларацией войны».
С тезисом о распаде «западноцентричного» миропорядка не без удовлетворения соглашается и Москва. По мнению российского министра иностранных дел России Сергея Лаврова, этот миропорядок оказался неэффективным и нестабильным и уже точно остался в прошлом. На конференции в Мюнхене Лавров предложил строить «постзападный» порядок на принципах невмешательства во внутренние дела государств и взаимного признания объективного характера «национальных интересов» каждого государства: формулировки этих интересов не должны ставиться под сомнение в зависимости от оценок одними странами политических режимов в других.
В то же время многие политики явно не ожидают скорого краха текущего миропорядка и перехода в «постзападный» мир. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг уверен в том, что прочную связь США и Европы в сфере безопасности поддерживают не только члены Североатлантического альянса, но и многочисленные партнеры НАТО в Евразии. «Конец Запада» отказываются признавать председатель комитета сената США по делам Вооруженных сил Джон Маккейн и другой влиятельный представитель традиционалистского крыла Республиканской партии США, губернатор штата Огайо Джон Кейсик.
Тревогу европейских союзников постарались рассеять вице-президент США Майк Пенс и министр обороны Джим Мэттис, заявившие о прочности трансатлантической связки и нерушимости НАТО. Их заверения, впрочем, не до конца убедили аудиторию. Во-первых, точка зрения первого лица США пока остается неясной. Во-вторых, по мнению французского министра иностранных дел Жан-Марка Эйро и некоторых других наблюдателей, выступления высокопоставленных американских чиновников не содержали достаточно четких сигналов о готовности Вашингтона в любых условиях поддерживать европейских союзников. Министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен даже заявила о своих опасениях относительно готовности президента Трампа уравнять по важности союз НАТО и сотрудничество Вашингтона с Москвой или даже отдать приоритет последнему.
Кризис «в головах»?
При всех ощущениях кризиса, которые не могли не возникнуть в мире после семи десятилетий стабильного роста без крупных войн, не просматриваются коренные сдвиги в конфигурации интересов крупнейших мировых держав и центров силы. США, государства ЕС, Китай и Индия в целом заинтересованы в стабильном развитии мировой экономики, без чего невозможен рост их национальных экономик. В этих условиях новая волна протекционизма, которую может породить экономическая политика администрации Трампа, скорее всего, будет сведена лишь к паузе в дальнейшей либерализации международной торговли.
Не видны также силы, способные бросить вызов этому миропорядку. Покидающая ЕС Великобритания хочет как минимум сохранить тесные экономические связи с Евросоюзом и укрепить их с США, а как максимум — возглавить процесс укрепления европейской обороны в рамках НАТО. «Антисистемные» политические силы в странах ЕС пока не набирают необходимой популярности, чтобы реализовать свою повестку дня.
Представители региональных держав Азии и Латинской Америки чаще всего не мыслят широкими категориями «миропорядка». Их интересуют в первую очередь процессы и балансы сил по соседству. Например, арабские монархии Персидского залива и Израиль считают главной угрозой своей безопасности усиливающийся после «ядерной сделки» Иран. Эти страны уже обсуждают при посредничестве Вашингтона возможности альянса для сдерживания Ирана и его союзников в регионе. Ставки в подобном противостоянии могут быть высоки, но при отсутствии войны (а ее удавалось избежать на протяжении уже нескольких десятилетий) последствия конфликта вряд ли выйдут за пределы региона.
Возмутители спокойствия
В такой ситуации главными «подозреваемыми» на роль мировых «ревизионистов» становятся США и Россия. Однако и они вряд ли готовы своими руками ломать сложившийся миропорядок. Совершив резкие внешнеполитические маневры за последние несколько лет, Москва заняла скорее оборонительную позицию перед лицом невероятной лавины обвинений во вмешательстве во внутреннюю политику других стран и конфликты по всему миру.
В свою очередь, новый американский президент постепенно рассеивает опасения Урсулы фон дер Ляйен. Дональд Трамп, похоже, более не стремится реализовать «дорожную карту» по разрешению противоречий с Россией: сначала наладить сотрудничество в борьбе с запрещенным в России «Исламским государством», а затем отменить санкции (какие санкции могут быть в отношении союзника в борьбе с терроризмом?). Трамп сможет «продать» конгрессу и своей администрации только комплексное решение, включающее одновременное урегулирование в Крыму и Донбассе, отказ Москвы от киберопераций, попыток влиять на выборы где бы то ни было и т.д.
Сопротивление «пошаговой перезагрузке» слишком велико, вот и спикер палаты представителей американского конгресса Пол Райан заявляет о полном согласии с внутриполитической и экономической программой Дональда Трампа и гарантирует президенту поддержку палаты представителей, но одновременно называет себя «ястребом» и «скептиком» в отношении России. По мнению американского внешнеполитического сообщества, Россия намеренно позиционирует себя в качестве глобального оппонента США и достигла на этом поприще таких признанных результатов, что доказать возможность нового партнерства будет крайне сложно.
Сам Трамп уже критикует «перезагрузку» российско-американских отношений при президенте Обаме. Позицию Трампа можно прочитать именно как неприятие попытки Обамы выдать России аванс в форме сотрудничества с ней по отдельным вопросам и отказа от требования разрешить главные существующие противоречия одновременно.
Даже неожиданно жесткое выступление американского представителя в ООН Никки Хейли оставляло надежду на ослабление американских санкций против России в случае явного прогресса в урегулировании конфликта в Донбассе. Однако сторонник сближения с Москвой, недовольный выступлением Хейли, советник по национальной безопасности Майкл Флинн уволен президентом. Кроме того, из-за сильных юридических связей между санкционными мерами, введенными США против России в разное время, отделить «крымские» (якобы в основном «персональные») санкции от «донбасских» (якобы «секторальных») даже при желании будет сложнее, чем кажется.
Союз несогласных?
И тем не менее с повестки дня администрации Трампа легко не уйдет представление о России как о «необязательном сопернике», с которым можно «помириться» и объединить усилия в противостоянии «исламскому радикализму» и Китаю — главным угрозам безопасности США, по мнению ближайших помощников Дональда Трампа. Эта идея кажется слишком привлекательной, чтобы ее могли так просто опровергнуть скептики и «ястребы». Об этом свидетельствуют примеры администраций Клинтона, Буша-младшего и Обамы, каждая из которых была готова оставить позади наследие острого конфликта — соответственно, холодной войны, Косово и Грузии — ради попытки освободить американские внешнеполитические ресурсы, отвлекаемые на сдерживание России.
Дональду Трампу предстоит решить, какую проблему «исламского радикализма» он намерен решать первой — сдерживание Ирана или подавление «Исламского государства». Если главной целью становится Иран, на что может указывать глубокая идейная поддержка администрацией Трампа Израиля, продемонстрированная в ходе недавнего визита премьера Нетаньяху в Вашингтон, то возможности для сотрудничества США и России, отказывающейся присоединиться к давлению на Тегеран, сужаются, а вероятность острого кризиса в российско-американских отношениях растет. Шансы, пусть и не слишком значительные, дают только совместные усилия по стабилизации Сирии и Ирака.