Политика, 23 мая 2018, 10:47
Владислав Иноземцев

Столетняя война: почему в России не закончился XX век

Современная Россия все еще находится в состоянии гражданской войны, об этом свидетельствуют постоянные попытки найти «врагов народа» — социальные группы или партии, действующие в ущерб национальным интересам
Читать в полной версии

Более десяти лет назад британский историк Ниалл Фергюсон опубликовал книгу «Война мира». Главная идея его работы сводилась к тому, что завершившийся XX век представлял собой не череду войн и противостояний, как то принято обычно считать, а единый конфликт, затянувшийся с 1914 по 1989 год, — конфликт между несколькими стремившимися к глобальному господству империями, приведший в конечном итоге к их разрушению. Эта трактовка, на мой взгляд, позволяет не только переосмыслить всемирную историю, но и по-новому взглянуть на исторический путь России, используя довольно очевидную аналогию.

Круговое движение

В самом начале этого всемирно-исторического конфликта лидер российских большевиков Владимир Ленин назвал «единственно правильным лозунгом» требование «превращения современной империалистской войны в гражданскую войну». Идея овладела массами, и менее чем через четыре года после начала одной бойни Россия оказалась ввергнута в новую: сто лет назад, в мае 1918 года с восстанием Чехословацкого корпуса, состоявшего из служивших в австрийской армии и перешедших на русскую службу чехов и словаков, началась активная фаза Гражданской войны. С этого момента страна не только была вовлечена в уже упомянутую «войну мира», но и вела на всей своей территории «войну общества» против самого себя.

Как и «война мира», российская Гражданская война знала периоды большей и меньшей ожесточенности. С 1918 по 1921 год ее жертвами стали более 4,5 млн наших сограждан, а почти 2 млн покинули Родину, спасаясь от новой власти. После непродолжительной передышки и практически синхронно с началом очередного большого военного конфликта (зарождавшегося на Дальнем Востоке, в Эфиопии и Испании с конца 1920-х по середину 1930-х годов) в Советском Союзе «обострилась классовая борьба» (сначала с кулаками, потом и с контрреволюционными элементами), которая не прекращалась ни в годы Великой Отечественной войны, ни после ее завершения. Жертвами нового периода той же гражданской войны (1929–1952 годы) стали более 4 млн жертв крестьянского голода, почти 1,4 млн репрессированных конца 1930-х годов, до 1,5 млн жертв «переселения народов», и это еще не полный перечень. По мере разрядки международной напряженности снизился и накал гражданского противостояния — но общество все равно продолжало делиться на «наших» и «ненаших», «честных советских людей» и «отщепенцев».

В начале ХХ века, еще до старта принесенных им войн, великий русский историк Василий Ключевский писал: «История России есть история страны, которая колонизируется; область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией — то падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней». Оглядываясь на прошедший век, можно сказать, что история советского и постсоветского Российского государства есть история общества, воюющего с самим собой; ожесточение этой войны достигает локальных максимумов в периоды расширения контролируемой им территории. И это вековое движение, судя по всему, не собирается завершаться — учитывая то, как легко оказалось вернуть в нашу жизнь риторику, в которой есть место термину «враг народа», в адрес инакомыслящих бросаются обвинения в предательстве, а в тюрьмы начинают попадать даже те, кто относительно пассивно распространяет неприемлемые для власти идеи.

Разделенное общество

Хорошо известно, что после десятилетия относительной эйфории, наступившей с окончанием холодной войны и возвещенным Фрэнсисом Фукуямой «концом истoрии», политики и ученые с легкостью стали трактовать появление новых ростков серьезных глобальных конфликтов ни больше ни меньше как «возобновление истории в новом столетии». И это «возобновление истории», пусть оно еще не довело мир до очередной большой войны, тем не менее уже практически запустило в самой России новую волну гражданского противостояния.

Практика показывает, что провоцирование гражданского конфликта через разделение общества на «своих» и «чужих» чревато катастрофическими последствиями. Формируя у людей «военизированный» тип мировосприятия, правительства создают ситуацию, в которой любая уступка трактуется как проявление слабости, а примирение считается чуть ли не поражением. Подобная ситуация существенно облегчает для власти управление разделенным обществом — но при этом оно уничтожает саму социальную ткань и обрекает социум на ослабление и деградацию, пусть даже такую, которая до поры до времени может маскироваться якобы вновь обретенным «государственным величием».

Я убежден: сталкивающееся с серьезными историческими вызовами общество не может позволить себе внутренний конфликт. Попытки найти в нем социальные группы, партии или классы, последовательно действующие в ущерб национальному интересу, свидетельствуют лишь об одном — о нежелании властей беспристрастно определить этот самый национальный интерес. Мне кажется, что и в России пришла пора признать, что россияне могут отличаться не только по полу или вере, но и по убеждениям, стереотипам поведения и отношению к власти — и это нормальное положение вещей, свойственное любому зрелому обществу.

В последние годы российские власти очень «смущенно» относятся к той части истории страны, которая связана с Октябрьской революцией 1917 года. Их можно понять: с одной стороны, политические элиты не могут не идентифицировать себя с советскими институтами и практиками; с другой — они отторгают те революционные методы, которые превозносила советская система. Мне, однако, кажется, что самым катастрофическим последствием захвата власти большевиками стало утверждение в обществе ощущения того, что непрекращающаяся гражданская война представляется его «естественным состоянием» — ощущения, без преодоления которого развитие России в XXI столетии попросту невозможно.

Шанс на мир

Гражданская война советского типа (как и подобные ей, но более скоротечные процессы, имевшие место во многих европейских странах в 1920-х и 1930-х годах) была элементом попытки создать общество, сплачиваемое не столько историей и ощущением принадлежности к нации, сколько идеологией и причислением людей к «прогрессивным» или «реакционным» классам. После распада Советского Союза Россия вернулась к тем границам, которые выглядят по большей своей части естественными, и это лишает страну и ее элиты потребности в идеологии «высшей цели» и «классовой борьбы». Наша страна должна выйти за пределы идеологизмов, что происходит с западным миром начиная еще с 1950-х годов. Целью такой трансформации является прекращение гражданской войны и переориентация сил нации на решение стоящих перед ней вполне реальных и осязаемых, а не гипотетических и воображаемых проблем.

Стабильность, к которой на словах стремится Кремль, невозможна в условиях отсутствия социального мира. Можно сколь угодно долго убеждать себя в том, что на стороне власти находится подавляющее большинство населения — но расколотые на враждебные лагеря общества отличаются как раз тем, что на новом историческом витке, казалось бы, давно подавленное меньшинство способно уничтожить устоявшиеся институты. Следует признать, что власть заигралась с обвинениями своих оппонентов в экстремизме — как следует признать и то, что очень часто обращенные в адрес самой власти обвинения выглядят не как критика, а как оскорбление. Обеим сторонам стоило бы начать поиск компромисса, поскольку «обострения классовой борьбы» никогда не приводили к позитивному итогу — и России это известно лучше, чем любой другой стране и любому другому обществу.

Историк Джованни Арриги сформулировап понятия «длинного» и «короткого» столетия, подчеркивая тем самым, что формальные хронологические рамки хуже определяют динамику обществ, чем целостные периоды их истории. В мире XX век начался, вероятно, не в 1901-м, а в 1914 году, когда разразилась война, подорвавшая великие империи и разрушившая «добрый старый порядок», — и закончился он не в 2001-м, а в начале 1990-х, вместе с завершением фергюсоновской «войны мира». В России ХХ век начался практически ​тогда же — но в отличие от остального мира в нашей стране он пока не завершился. «Столетняя война» российского общества с самим собой продолжается. Она истощила силы нации, разрушила советское государство, делает нашу страну несовременным изгоем в глазах развитой части мира. За ее продолжение ответственны как власть, так и оппозиция. Эту войну нельзя выиграть — но ее нужно как можно скорее прекратить. Похоронив в российской земле не столько останки тех, кто ее начал, сколько предубеждения и фобии, способствующие ее недопустимому затягиванию.

Об авторах
Владислав Иноземцев директор Центра исследований постиндустриального общества
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Pro
Развод и деньги пополам. А как быть с криптовалютой
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством