Дискуссионный клуб, 08 окт 2021, 09:58
Денис Ковалевич

Зачет и стартап: как запустить предпринимательство в вузах

Читать в полной версии
Фото: Николай Галкин / ТАСС

Технологическое предпринимательство во многих странах мира — критически важный драйвер экономики. Предприниматели и их стартапы создают сегодня основное количество новых рабочих мест. Как сделать так, чтобы и в России стабильно росло число технологических компаний, а студенты имели возможность начинать бизнес еще в вузе?

Премьер-министр Михаил Мишустин представил на общественное обсуждение 42 стратегические инициативы, ранее одобренные Советом по стратегическому развитию и проектам. Немалая их часть относится к вопросам одновременно технологического и образовательного характера.

В этом смысле показательным выглядит проект, названный авторами «Платформа университетского технологического предпринимательства». Эта инициатива позволит студентам найти свое предпринимательское призвание еще в стенах вуза. Сегодня в мире едва ли не четверть всех стартапов зарождается на этапе учебы.

Согласно глобальному индексу предпринимательской активности (Global Entrepreneurship Index), Россия пока не может похвастаться высоким уровнем предпринимательской активности и занимает лишь скромную, 80-ю позицию в рейтинге. Проблема в малой плотности технологических компаний и стартапов.

Для роста экономики нужны десятки тысяч стартапов, но появиться они смогут, только если у нас будут сотни тысяч новых предпринимателей. А стать ими рискуют совсем не многие. В итоге практически вхолостую работают механизмы экосистемы инноваций: акселераторы, инкубаторы, гранты и другие виды поддержки.

На путь предпринимательства не торопятся вставать и российские студенты. Если в мире 25% всех стартапов рождается в период учебы, то у нас всего 3%. За прошлый учебный год во всех университетах страны было сделано лишь 600 «стартапов как диплом», из которых менее 100 получили развитие в реальной жизни.

Как ответ на подобную проблему и возникла инициатива «Платформа университетского технологического предпринимательства». Программа широкомасштабного стимулирования такого предпринимательства должна трансформировать университетскую среду и превратить в место запуска новых стартапов.

Массовый тренинг предпринимательских компетенций студентов позволит вовлечь активную молодежь в технологическое предпринимательство. Появится возможность для тех, кто еще учится, в безопасном формате примерить на себя роль предпринимателя и прокачать свои навыки.

Следующим этапом освоения основ бизнеса и закрепления навыков технологического предпринимательства, согласно программе, станет резидентство студентов в новых стартап-студиях. Создаваемая сеть университетских стартап-студий позволит им выбрать наиболее близкую для себя из сотни верифицированных технологических идей и гипотез о новых бизнесах. В этих студиях студенты научатся собирать стартапы с нуля с использованием вполне профессиональных инвестиций.

А чтобы у студента появилась возможность попробовать себя в технологическом бизнесе и при этом не бросить учебу, должна появится такая опция, как годовой стартап-отпуск. Это своего рода аналог академического отпуска, только для создания стартапа. Молодые люди смогут попробовать себя в реальном бизнесе, но с гарантированным правом окончить свой вуз. Новой программой предусмотрены также другие формы грантовой поддержки университетских стартапов.

Спектр инструментов, собранных в инициативе «Платформа университетского технологического предпринимательства», выглядит современно. Полагаю, такие механизмы действительно могут работать, вовлекая все больше студентов и выпускников в предпринимательскую деятельность.
Об авторах
Денис Ковалевич Cооснователь стартап-студии «Техноспарк»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
«Недостижимые» $100 за баррель: смогут ли США сдержать цены на нефть
Pro
Большой обзор ИТ-систем для работы с кадрами: цены, примеры и минусы
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
От чего нас лечат: 5 несуществующих диагнозов
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Как привлечь пользователей в приложение — опыт финтехсервиса Avosend
Pro
Как часто компании подставляют друг друга — исследование