Общество, 12 ноя 2015, 15:59
Лев Шилов

Власть — народу: можно ли доверить жителям муниципальные бюджеты

Пресловутая гражданская пассивность россиян улетучивается, когда муниципалитеты дают людям возможность влиять на конкретные бюджеты и решать реальные проблемы на своей улице
Читать в полной версии

Реальные деньги

Как правило, тональность высказываний об отношениях между властью и обществом всегда негативна: власть не слушает граждан, исключает их из процесса управления, а граждане не доверяют ни официальным институтам власти, ни людям, которые их представляют.

Если обратиться к мировому опыту, то видно, что отсутствие диалога с властью, исключение граждан из процесса принятия решений — это общие проблемы, актуальные не только для развивающихся стран, но и для западных демократий с развитыми традициями гражданского участия. Во многих европейских странах наблюдается неуклонное падение электоральной активности на выборах депутатов самых разных уровней. В Германии за последние 50 лет явка на выборах снизилась в среднем на 10%, а в Великобритании и Франции — на 20%.

В мировой политической практике существует множество способов стимулирования гражданского участия. Одним из таких способов является партиципаторное бюджетирование. Этот подход предполагает участие граждан в принятии решений относительно распределения части бюджета города или поселения. Бюджетирование может происходить различными способами — через собрания, комиссии, рабочие группы и так далее. Главный признак — распределение реальных денег и реальный результат.

Парадоксально, но подобная форма возникла не в западных демократиях с их развитыми традициями гражданского участия, а в Бразилии в 1980-е годы, когда страна столкнулась с ситуацией колоссального социального неравенства и неравномерного распределения городских бюджетов. Это было политическое решение левой Рабочей партии, которая поставила целью ликвидировать бедность. Решение дать жителям бедных районов Порту-Алегри возможность повлиять на распределение средств городского бюджета привело к перераспределению расходов и появлению в фавелах базовой социальной инфраструктуры — детских садов, школ и больниц.

Рабочая партия давно потеряла большинство в парламенте, однако и при другой власти в Порту-Алегри распределяется более 20% городского бюджета самими жителями. Процедура оказалась очень удобной для вовлечения самых разных слоев населения в управление городом. В самых различных формах партиципаторное бюджетирование функционирует сейчас в более чем 20 странах мира — в Латинской Америке (Эквадор, Перу), Западной и Восточной Европе (почти все страны), США, Индии, Японии и даже в Китае.

Интересно, что муниципальные и городские депутаты, которые могли бы протестовать против дублирования их полномочий, поддерживают такие программы. Например, в Нью-Йорке с 2011 года действует программа, предоставляющая право жителям Квинса, Бронкса, Бруклина и Манхэттена самим распределить сумму $1 млн, которая предоставляется им депутатом от района. Общий фонд в Нью-Йорке достиг суммы $25 млн и продолжает увеличиваться.

Эксперименты в России

Мы привыкли к тезису о гражданской пассивности россиян и обычно не допускаем возможности того, что подобные процедуры в современной России в принципе возможны. До недавнего времени единственной возможностью жителей городов не то что повлиять на распределение средств, но хотя бы узнать о городском бюджете были бюджетные слушания.

Тем не менее в России существуют программы, которые нацелены на участие граждан в процессе распределения бюджета в самых различных формах. Программа поддержки местных инициатив (ППМИ), которую ведет Всемирный банк, действует уже в семи регионах России. Она нацелена на перераспределение средств региональных бюджетов в муниципалитеты, где жители определяют, как их использовать. Отличительная особенность ППМИ — софинансирование гражданами собственных инициатив, где на 10–15% вложенных жителями денег региональный и муниципальный бюджеты отдают 80–90%. Судя по результатам, жители готовы делиться своими деньгами с муниципальными администрациями. Это следствие более чем тысячи реализованных проектов за десять лет существования этой программы.

Цель ППМИ — решение проблем в социальной и материальной инфраструктурах сел и малых городов (дороги, водопровод, электричество, сельские клубы, кладбища и т.п.). Размеры региональных фондов, которые тратятся на подобные проекты, например в Кировской области, достигают 240 млн руб.

Комитет гражданских инициатив и Европейский университет в Санкт-Петербурге три года ведут проекты в трех российских регионах по распределению части муниципальных бюджетов. Примечательно, что жители, которые участвуют в распределении средств, выбираются жребием, а участие может принять любой желающий. Проекты ориентированы на городскую среду — создание общественных пространств, объединяющих жителей, или общегородских проектов, стимулирующих развитие местного сообщества (площади, парки, скверы, детские и спортивные площадки). Всего за три года было распределено более 100 млн руб. муниципальных и региональных средств на более чем 30 проектов.

Парадоксально, но при совсем скромных по сравнению с Европой показателях электоральной активности и общем низком уровне доверия к официальным политическим институтам проекты достаточно успешны — люди активно в них участвуют. Это происходит потому, что проблемы местного значения волнуют жителей гораздо сильнее, чем общеполитические вопросы. В конце концов, мало кто из нас знает повестку дня депутатов регионального и федерального уровней, но все мы помним, в каком месте яма на дороге, когда отключают горячую воду, где находится разбитая пешеходная дорожка, несанкционированная свалка мусора и так далее.

Активность горожан и успешность проектов показывают, что технологии гражданского участия в России возможны. Это хороший знак для муниципальной практики — положительный опыт сотрудничества граждан и властей меняет в лучшую сторону и тех и других. Жители сел и городов получают возможность повлиять на распределение средств, а власти — необходимый опыт сотрудничества со своими избирателями. Если такие программы будут распространяться в дальнейшем, то российскую муниципальную практику ждет множество инноваций, которые могут в корне изменить ее характер.

Об авторах
Лев Шилов научный сотрудник исследовательского центра Res Publica
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году