Общество, 25 авг 2016, 16:10
Рубен Ениколопов

Нечеловеческий капитал: что теряет наука от политики самоизоляции России

Даже небольшой рост финансирования науки во времена Дмитрия Медведева позволил повысить качество исследований. Последние годы государство проводит прямо противоположную политику
Читать в полной версии

Предвыборные месяцы подарили сразу несколько поводов поговорить о ситуации в науке и образовании — от смены министра науки и образования до слухов о массовых сокращениях научных сотрудников и коллективного обращения членов РАН к президенту. Практически все эти новости свидетельствуют, что и образование, и в особенности наука стоят далеко внизу списка государственных приоритетов. Более того, их и без того невысокая важность, по-видимости, будет только снижаться, за исключением, может быть, исследований, напрямую связанных с военными нуждами.

Экономия на науке

Для того чтобы это понять, не обязательно заниматься «кремленологией» и изучать биографию нового министра. Достаточно посмотреть на долю расходов на науку и образование в бюджете, которая падает даже в номинальном, не говоря уже о реальном выражении. Фиксирование расходов на науку в номинальном выражении на 2017–2019 годы означает сокращение реальных расходов примерно на 5% в год, даже если верить оптимистичным прогнозам инфляции.

Коллективные письма президенту c призывами увеличить финансирование академической науки выглядят достаточно наивным жестом отчаяния. Достаточно очевидно, что в сложившейся сверхцентрализованной модели политического управления Россией стратегический курс на игнорирование науки определяется на самом верху и призывы к увеличению финансирования науки обращены как раз к тому человеку, который в конечном итоге и принимает решение об их сокращении. Расходы на науку сокращаются в течение практически всего текущего срока правления президента Путина. Их доля в федеральном бюджете достигла максимума в 2013 году, составив 3,2%, к 2015 году она упала уже до 2,8%, а по оперативным данным Минфина за первое полугодие 2016 года, так и вообще до 0,8% (что, впрочем, отчасти связано с тем, что многие выплаты по статьям, связанным с наукой, делаются в конце года).

Эффект «модернизации»

Эта динамика достаточно резко контрастирует с тем, что происходило с 2008 по 2013 год. В этот период не только росли расходы на науку, но и создавалось общее ощущение, что руководство страны действительно обращает внимание на развитие как минимум прикладных научных исследований. Несмотря на сомнения в эффективности многих инициатив в области науки и образования, во время правления Дмитрия Медведева создавался хотя бы положительный информационный фон, постоянно напоминавший о важности науки и исследований для экономики и развития страны, который как минимум влиял на решение многих школьников о выборе профессии и привел к увеличению конкурса на технические специальности. Этот непродолжительный рост как финансирования науки, так и внимания к ней отразился (как и следовало ожидать, с некоторым лагом) и на качестве научных исследований. Так, с 2012 по 2015 год Россия была среди стран с самым высоким показателем высококачественных научных публикаций по индексу Nature Index of Rising Stars.

Курс на изоляцию

Однако в последние несколько лет иссякла не только материальная, но и «моральная» поддержка науки со стороны государства. В официальном языке государственных органов «обороноспособность» и «патриотизм» прочно вытеснили «инновации» и «технологии». И так как в России государство всегда играло крайне важную роль, такая смена лексикона не замедлила сказаться и на общем интересе населения к научным достижениям.

Наука и образование также стали заложниками курса на растущую изоляцию России от внешнего мира. Свою лепту вносит не только фактический запрет на иностранное финансирование научных и образовательных проектов, но и общее негативное отношение к международному сотрудничеству. Пожалуй, единственный призыв академиков к президенту, который может быть услышан, это прекращение «покупки» ученых за рубежом, так как государственный курс на увеличение изоляции России во всех сферах, включая научную, полностью совпадает с желанием местных ученых избежать конкуренции за ресурсы с коллегами, работающими за рубежом. Однако в науке сотрудничество, открытость и обмен информацией являются ключевыми факторами успеха, отказ или простое снижение интенсивности международных связей в итоге неумолимо сказывается на качестве исследований. Этому есть и эмпирическое подтверждение. Так, в статье экономистов Алессандро Икария и Фабиана Валдингера показывается, что резкое снижение международного сотрудничества, вызванное Первой мировой войной, привело к существенному снижению продуктивности ученых, в первую очередь в тех дисциплинах, в которых до войны наблюдался наиболее активный обмен информацией между странами, оказавшимися по разные стороны фронта.

Латиноамериканский путь

Проблема новой стратегии в том, что она крайне близорука. Даже если признать ее основной постулат о важности построения сильного в военном отношении государства, то надо вспомнить, что в долгосрочной и среднесрочной перспективе военная сила государства определяется прежде всего ее экономическим развитием. А экономическое развитие в современном мире определяется прежде всего качеством человеческого капитала, которым обладают страны, а вовсе не их материальными ресурсами. Статья Эрика Ханушека и Людгера Воссманна, опубликованная несколько месяцев назад в журнале Science, показывает, что знаменитое «восточноазиатское чудо» — быстрый экономический рост в странах Восточной Азии — можно полностью объяснить качеством среднего образования, которым обладали эти страны в 1960-е годы в отличие, например, от латиноамериканских стран, которые изначально находились на том же уровне экономического развития, но продемонстрировали куда более скромные успехи.

Развитие технологий приводит к тому, что именно вложения в человеческий капитал через образование и развитие науки в конечном счете будут определять мощь экономики. Не случайно, что в списке крупнейших публичных компаний три первых места по капитализации уверенно занимают три технологических гиганта — Apple, Alphabet и Microsoft, потеснившие лидировавших многие годы индустриальных гигантов, таких как Exxon Mobil и General Electric. Так же как больше века назад промышленные ресурсы отодвинули аграрные на второй план, так и на наших глазах человеческие ресурсы теснят природные и даже промышленные.

К сожалению, текущая государственная политика свидетельствует о том, что руководство страны не понимает, что вложения в образование и науку вносят гораздо больший вклад в дело вставания с колен, чем бряцание оружием и прирастание территориями. И эта плохая новость даже для представителей силового блока, на данный момент оказавшихся в выигрыше от смены государственной стратегии. Ведь меньшая доля от растущего пирога зачастую гораздо сытнее, чем больший кусок от съеживающегося.

Об авторах
Рубен Ениколопов профессор РЭШ
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Команда любит жесткую руку: главные менеджерские приемы Алекса Фергюсона
Pro
Российский только шильдик: почему мы закупаем роботов за рубежом
Pro
Как убедить руководство оплатить ваше обучение: пошаговый план
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
«Не откладывать решение». Что происходит с рынком вторичного жилья России
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
Как «Лемана ПРО» ищет земли под магазины и анализирует маршруты доставки