Общество, 28 янв 2015, 16:41
Анри Малосс

Почему европейские ценности не то, что о них думают в России

Мы часто слышим сегодня, что ценности русских людей и «европейские ценности» сильно отличаются друг от друга. Это миф. Более того, по таким вопросам, как однополые браки или защита прав верующих, между самими европейцами порой пролегает огромная пропасть
Читать в полной версии

Прежде всего нужно четко определить, что же мы понимаем под термином «европейские ценности». Я убежден, что это основополагающие принципы, которые названы в статье 2 Договора о Европейском Союзе, а также принципы, перечисленные в Хартии основных прав, приложении к договору. И ничего более. Очень важно установить четкую границу между этими ценностями и другими важными принципами, в том числе производными от них.

Перечислю еще раз эти основополагающие принципы: достоинство, свобода, демократия, равенство, верховенство закона, уважение прав человека, в том числе меньшинств, плюрализм, отсутствие дискриминации, терпимость, солидарность (в том числе социальная солидарность) и равенство между мужчинами и женщинами, гражданские права, правосудие. Есть ли здесь хоть одно слово, под которым не подписался бы каждый?

С другой стороны, есть принципы организации ЕС, понятия менее общего характера, которые нельзя зачислить в список фундаментальных европейских ценностей. Среди этих принципов, например, рыночная экономика, защита частной собственности, мультикультурализм, принципы децентрализации, представительной и партисипативной демократии и т.д.

Не нужно путать ценности и с интересами, чувствами, представлениями, симпатиями, пониманиями предназначения и смысла жизни, взглядами политических партий и т.д. Мы, конечно же, можем иметь разные точки зрения по всем этим вопросам, в то же время разделяя общие ценности. Более того, различия с этой точки зрения есть и между самими странами ЕС.

Наиболее противоречивые примеры, которые часто приводятся как проявления европейских ценностей: однополые браки, использование терминов «родитель 1» и «родитель 2» вместо «отец» и «мать», защита прав сексуальных меньшинств, легализация легких наркотиков. В отношении к сексуальным меньшинствам многие видят пропасть между европейским и русским менталитетом.

Но, во-первых, ни одно из этих понятий не определяется Соглашением о ЕС как «европейская ценность». Хартия основополагающих прав говорит о принципе терпимости и уважения к меньшинствам. И нам в ЕС, как и в России, действительно предстоит пройти долгий путь, прежде чем этот вид дискриминации будет полностью устранен. Но из этого принципа ни в коем случае не выводится то или иное решение по вопросу однополых браков или усыновления однополыми семьями. 

Во-вторых, существуют разные, а иногда и противоположные точки зрения на эти вопросы и внутри ЕС. Мы могли в этом убедиться на примере протестов во время обсуждения вопроса однополых браков во Франции.

Еще один очень яркий пример – религия. Отношение к религии в таких странах, как Франция или Финляндия, в некоторых моментах отличается от отношения к этому вопросу в России. Но французская точка зрения точно так же не совпадает и с подходом к этому вопросу в Италии или Польше. Во время разработки Конституции ЕС в 2004 году разгорелась очень длительная дискуссия относительно упоминания христианской религии как основы ЕС, мнения разделились. Упоминание о христианских корнях было в итоге вычеркнуто из проекта Конституции по инициативе Франции, страны со светской традицией, где церковь и государство разделены.

Да, возможно, граждане ЕС иногда более рациональны, а россияне в большей мере идеалисты. Мы часто говорим о знаменитой «русской душе». Но имеет ли это отношение к ценностям? Конечно, нет. Да и в смысле рационального поведения и отношения к правилам внутри самого ЕС есть различия. Недавно в одном из российских аэропортов я наблюдал картину, которая в России встречается довольно часто: бабушка взяла баночку варенья для дочери в Праге, и на досмотре вместо того, чтобы поступить в соответствии с правилами, сделали исключение и пропустили ее. Да, наверное, сложно представить себе такую ситуацию в Германии. Но, например, в Греции это было бы естественно.

Другой немаловажный вопрос – применение ценностей. И здесь с обеих сторон можно наблюдать противоречивые сигналы. Социальная солидарность была провозглашена в качестве одной из ценностей ЕС, но мы наблюдаем сегодня кризис социального государства в ЕС. Мы признали толерантность и отсутствие дискриминации европейскими ценностями, но до сих пор не нашли решения для интеграции иммигрантов в ЕС. С другой стороны, российские политики говорят о неприятии фашизма, и в то же время некоторые из них имеют очень тесные контакты с ультраправыми европейскими партиями.

Надо также понимать, что ценности эволюционируют. Еще в начале XX века многие могли бы поставить в один ряд с этическими ценностями григорианский календарь и метрическую систему, но отнесем ли мы их к категории ценностей сегодня?

Кризис ценностей – это не вопрос отношений ЕС и России, это европейский кризис. Мир стал гораздо более сложным, и у нас пока нет ответа на эти новые вызовы. А когда нет четкого ответа, появляется повод для различных толкований.

Мы должны внести ясность и, как говорят французы, «сверить часы». Нам необходим диалог, чтобы прекратить искаженное и неправильное толкование ценностей с обеих сторон. Когда туман рассеется, мы увидим, что на самом деле и не отдалялись друг от друга.​

Об авторах
Анри Малосс Президент Европейского экономического и социального комитета
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Pro
Путь героя: как составить жизненную стратегию, которая приведет к успеху
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Альфа-самец/самка на переговорах: как противостоять их манипуляциям
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях