Экспорт как сервис: как избавить бизнес от беготни по инстанциям
Сегодня в России экспортом занимаются менее 1% предпринимателей. Для сравнения, во многих странах, активно вовлеченных в международную торговлю, этот показатель составляет 10–15%. Задача Российского экспортного центра как института развития — создать экосистему, которая поможет вовлечь во внешнюю торговлю как можно больше участников рынка.
До недавнего времени экспортеру для получения господдержки и разрешительных документов нужно было обращаться в десятки ведомств, готовить невероятное количество сопровождающих бумажных документов.
В 2020 году мы дали старт цифровой платформе «Мой экспорт», которая должна по принципу одного окна обеспечить поддержку российских экспортеров на всем жизненном цикле компаний — от подготовки к выходу на внешние рынки до масштабирования деятельности уже состоявшихся экспортеров. Создание платформы — одна из системных мер поддержки экспортеров, предусмотренных нацпроектом «Международная кооперация и экспорт».
Мы поставили для себя цель фундаментально изменить отношения экспортера с государством и всеми ведомствами. Обеспечить предпринимателям бесшовный доступ ко всем сервисам и услугам, необходимым при выходе на экспорт.
Какие это сервисы и услуги?
РЭЦ помогает предпринимателям в решении их задач на всех этапах экспортной деятельности — от обучения, предоставления мер господдержки, поиска партнера и покупателя за рубежом до финансирования и страхования экспортных контрактов. Так, в группу РЭЦ интегрированы Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (АО «ЭКСАР»), Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк (АО «РОСЭКСИМБАНК») и АНО «Школа экспорта»: все вместе они обеспечивают наличие продуктовых предложений, удовлетворяющих потребности экспортеров различного профиля.
Стоит задача сделать сервисы доступными из любого уголка страны, дополнив их услугами федеральных и региональных ведомств, а также предоставив удобный доступ к услуга сторонних провайдеров. Нам необходимо полностью трансформировать всю экспортную действительность: консолидировать работу всех органов власти, федеральных служб, институтов развития и других организаций, сопровождающих экспортеров на всех этапах. Чтобы сервисы стали полностью цифровыми, а услуги оказывались максимально быстро, каждый шаг процесса мы подвергли пристальному вниманию и реинжинирингу. И спрятали их «под капотом» системы «Мой экспорт».
Так, мы сформировали целевые процессы оказания услуг, исключив все лишние шаги и дополнительные запросы документов. Сейчас в наших сервисах бумажных документов нет вообще. Мы также постарались минимизировать влияние человеческого фактора на принятие решений: более 17 ведомств предоставляют нам необходимые сведения в автоматизированном режиме.
Как пример можно привести государственную меру поддержки по компенсации расходов на транспортировку экспортных товаров. Раньше экспортеры готовили до 600 коробок бумажных документов и ждали компенсации затрат от трех месяцев до полутора лет. Сегодня благодаря нашему сервису экспортеры в считанные минуты получают подтверждение своей заявки, а в течение 15 дней — возмещение затрат.
Проекты single window в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) существуют во многих странах. Самый известный создан в Сингапуре. Там «одно окно» — это комплекс услуг электронной таможни, логистических операторов и банков для автоматического списания пошлин и платежей, связанных с ВЭД. Еще один известный пример single window — порт Гамбург в Германии, где в единую точку сведены логистические и таможенные услуги для морских перевозок. В общем, мировой опыт сегодня показывает, что в этих системах реализуется достаточно ограниченный перечень сервисов. Задача, которая стоит перед «одним окном» в России, значительно шире — способствовать росту количества экспортеров и увеличению объемов их экспортной деятельности. Поэтому охват сервисов отечественного «одного окна» также отличается от существующего в мировой практике. Мы занимаемся поиском потенциального экспортера, предоставляем мировую аналитику, ищем потенциального зарубежного партнера и одновременно даем доступ к госуслугам и поддержке. Откровенно говоря, мы первопроходцы полной цифровой трансформации в сфере ВЭД.
Все, что необходимо сделать предпринимателю, — зарегистрироваться на цифровой платформе «Мой экспорт» и открыть для себя доступ к наиболее востребованным мерам поддержки экспорта, не погружаясь в бюрократические проблемы.
На сегодня в системе зарегистрировано уже около 3,4 тыс. экспортеров. Им доступны десять сервисов, а к концу 2021 года их станет 17. Например, в этом году в системе «одно окно» можно будет заказать у аккредитованных провайдеров логистические, юридические услуги, получить помощь в экспорте через маркетплейсы. До конца 2022 года планируется запустить еще четыре сервиса. Планируемое количество экспортеров-пользователей системы к этому сроку — не менее 6 тыс.
Принцип «невидимого правительства», по которому реализована платформа, в первую очередь рассчитан на расширение возможностей бизнеса. В тот момент, когда мы снимаем административные барьеры, предоставляя государственные сервисы, услуги и поддержку в цифровом формате, мы позволяем предпринимателям как минимум сэкономить время и, соответственно, деньги. Лишаем их квестов, связанных с беготней по инстанциям. Кроме того, ускорение сроков получения того или иного разрешительного документа прямо влияет на срок поставки товара, что делает отечественного экспортера более привлекательным для иностранных партнеров. А бесплатный доступ ко всей мировой аналитике позволяет компаниям быстро адаптироваться на внешних рынках.