Свое дело, 01 мар 2017, 16:56

С сети по нитке: как вундеркинд оседлал торговлю персональными данными

Никита Шиянов создал компанию, продающую персональные данные пользователей соцсетей. Бизнес не нравится ни им, ни владельцам соцсетей, но не противоречит закону и приносит десятки миллионов рублей прибыли
Читать в полной версии
(Фото: Владислав Шатило / РБК)

​IТ-компании научились хорошо различать следы в интернете — сейчас они способны определять, какой у посетителя того или иного сайта аккаунт в соцсетях и даже номер мобильного телефона. Это открывает новые возможности для продвижения товаров, но мало устраивает владельцев соцсетей. «Большие игроки рынка — поисковые системы и социальные сети — будут препятствовать развитию идентификационных технологий, потому что это их хлеб, они на этих персональных данных зарабатывают», — говорит основатель сервиса SocFishing Олег Кошкин. Ему не удалось трансформировать передовые технологии в работающий бизнес. Зато это смог сделать 20-летний Никита Шиянов — его компания WantResult, научившаяся распознавать контактную информацию посетителей сайтов и балансирующая на почти неуловимой грани между хакерством и обработкой «больших данных», принесла в прошлом году 74 млн руб. выручки и 23 млн руб. прибыли.

Бизнес за партой

Никита Шиянов был вынужден хорошо учиться в школе. Он увлекался компьютерными играми, а хорошая успеваемость оберегала от конфликтов с родителями. В 13 лет Шиянов создал свой первый аккаунт в Perfect World, а вскоре и свой первый бизнес, напрямую связанный с этой игрой. Как известно, в ней нужно «прокачивать» своего героя, чтобы побеждать все более сильных онлайн-противников. Добиться этого можно разными способами — либо днями и ночами проходить усложняющиеся уровни и выполнять специальные действия, либо просто покупая бонусы, а то и героев. Никита быстро обнаружил в Сети черный рынок, где можно было купить и продать игровую валюту, персонажей и артефакты. Всего за месяц сидения за компьютером Никита так «прокачал» своего персонажа, что его удалось продать за 20 тыс. руб. Так хобби стало мини-бизнесом — к 14 годам, по словам Никиты, торговля в Perfect World приносила ему до 100 тыс. руб. в месяц. Учеба Никите давалась легко, а перемены и скучные уроки он посвящал компьютерным играм.

В 15 лет Шиянов обнаружил в интернете еще один, куда более перспективный способ заработка — СPA-маркетинг (CostPerAction, т.е. «плата за действие»). Смысл его в том, что рекламодатель платит не за привлеченный на его сайт трафик, а за ту или иную активность пользователей на нем. Если они выполняют целевое действие — заполняют заявку, оставляют контактные данные и т.д., результат считается достигнутым; при этом рекламодатель оплачивает каждое действие.

Разобраться в хитросплетениях баннерообменных сетей оказалось сложнее, чем в Perfect World. Тогда Никита на одном из форумов договорился о сотрудничестве с профессионалом, которого знал под ником Positiver92. За 400 тыс. руб. и процент от будущих доходов тот обучил школьника основам бизнеса. Уже через пять месяцев юный предприниматель при помощи наставника отбил вложения, а доход от новой деятельности сравнялся с доходом от компьютерных игр.

Чем занимаются СPA-маркетологи

Это профессиональные посредники между CPA-площадками вроде ad1.ru, cityads.ru, где автоматически агрегируются запросы рекламодателей, и сайтами с большим трафиком — поисковиками, социальными сетями, ресурсами с пиратским контентом и т.п. Задача СPA-маркетолога — свести аудиторию последних с предложением первым и вынудить ее к действию. Владельцам рекламных бюджетов зачастую все равно, откуда придут потенциальные клиенты, ведь они платят только за результат, поэтому порог входа на этот рынок достаточно низкий. Главная задача CPA-маркетолога — определить площадки, пользователи которых максимально заинтересуются предложением рекламодателя.

Сперва Шиянов продвигал продавцов светящихся маек, овощерезок, говорящих хомяков и т.п., но затем среди рекламодателей появились и крупные компании — Тинькофф Банк, «Русский стандарт», Lamoda, Wildberries. Бюджеты, которым оперировал Никита, в пиковые моменты достигали 1 млн руб. в месяц, а его прибыль — 250–300 тыс. руб.

Никита Шиянов (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Вскоре Шиянов решил, что его опыта достаточно для самостоятельной работы и прямого общения с рекламодателями. Для этого нужно было открыть офис и зарегистрировать компанию. Несовершеннолетнему предпринимателю помогла мама, формально она стала генеральным директором. А Никита на встречах с рекламодателями представлялся менеджером по продажам. Если же клиенты настаивали на встрече с директором, говорил, что руководитель занят, и в итоге все равно все переговоры вел сам.

В какой-то момент к нему обратился владелец целого этажа в одной из башен «Москва-Сити». Молодой предприниматель договорился о бартере: Никита помогает с онлайн-рекламой, а взамен занимает одно из пустующих офисных помещений, пока не появится постоянный арендатор.

Так у Никиты на полгода появился шикарный офис в «Москва-Сити». Офис впечатлял клиентов, но без казусов не обошлось. Как-то раз Никите позвонили во время переговоров; он попросил рекламодателя подождать и вышел из переговорной. Собственник, увидев Шиянова в коридоре, решил, что «переговорка» тому уже не нужна, запер ее и ушел. Ключей у Никиты не было, дозвониться собственнику он не мог, а потенциальный клиент все сильнее и сильнее стучал в дверь. Только через час он оказался на свободе. Стоит ли говорить, что сделка сорвалась.

В 2014 году Никите наконец исполнилось 18 лет, он зарегистрировал компанию на свое имя. А заодно придумал, как развивать бизнес — ведь можно не тратить столько усилий на получение контактных данных от посетителей, когда многие из них держат эту информацию в свободном доступе в соцсетях.

Бизнес на грани

Есть разные способы вынудить посетителя сайта оставить свои контакты — пообещать товар со скидкой, бонусы, предложить подписаться на рассылку и т.д. Однако, по статистике, из ста посетителей сайта только двое-трое оставляют контакты. Если научиться соотносить пользователя с его аккаунтом в соцсети, эффективность будет гораздо выше.

Первое решение для распознавания пользователей сети «ВКонтакте» создал Олег Кошкин, основатель сервиса SocFishing. В 2013 году на рынке появилась коммерческая версия его программы — она показывала веб-мастерам аккаунт посетителя их сайта в соцсети «ВКонтакте». «Мы шли по лезвию бритвы. Наши действия с точки зрения морали не совсем правильны, но с точки зрения юридической чистоты безупречны», — уверяет Кошкин. Суть технологии заключалась в том, что специальный скрипт вставлялся в код сайта-заказчика, и пока посетитель на нем находился, программа искала страницу человека в «ВКонтакте», если он, конечно, был зарегистрирован в соцсети.

SocFishing стала резидентом бизнес-инкубатора казанского IT-парка, но бизнес не пошел. У Кошкина появилось множество последователей-конкурентов, а служба технической поддержки «ВКонтакте» быстро латала уязвимости в коде, которые и позволяли идентифицировать пользователей. Это была бесконечная борьба, вспоминает Кошкин. Когда он придумал технологию, позволяющую распознавать и «подтягивать» профили пользователей, которые поставили лайк, оставили комментарий или сделали репост публикации, специалисты «ВКонтакте» тут же закрыли доступ к такой информации.

«К подобной деятельности мы относимся отрицательно и преследуем в рамках закона», — заявила РБК пресс-служба Mail.Ru Group, которой принадлежат «ВКонтакте» и «Одноклассники». В январе 2017 года «ВКонтакте» подала иск к компании Double Data за сбор данных о пользователях (они предназначались для банков). «Запрет использовать данные пользователей из социальных сетей, в том числе открытые, для каких-либо сторонних активностей или в коммерческих целях третьими лицами является общемировой практикой», — говорит пиар-директор «Одноклассников» Анастасия Жбанова.

Многие компании, которые предоставляли подобные услуги и копировали SocFishing, на рынке долго не задержались. По словам Сергея Фрунзе, основателя сервиса LPTracker, который тоже идентифицирует профили «ВКонтакте», такие сервисы «то появляются, то пропадают» и основная причина в том, что они не находят клиентов.

Сам Кошкин сдался. Со второй половины 2015 года сервис пустили на самотек, открыв доступ к технологии. Его создатель посвятил себя административной работе в Вятском государственном университете.

Но Шиянов дело не бросил; он научился находить не только аккаунты, но и привязанные к ним телефоны. По словам Никиты, его технологии принципиально отличаются от того, что делал SocFishing.

Никита Шиянов (Фото: Владислав Шатило / РБК)

По «цифровому следу»

Сервис WantResult позволяет владельцам сайтов из открытых источников получить электронные адреса, телефоны, ссылки на аккаунты в социальных сетях потенциальных покупателей — тех, кто провел на сайте достаточно времени. Как конкретно работает софт, Никита рассказывать отказывается, ссылаясь на коммерческую тайну — с ноября 2015 года его софт официально запатентован в Федеральном институте промышленной собственности. «Мы назвали свою технологию «определение цифрового следа», — говорит Шиянов. — Мы можем по каждому пользователю понять, какие социальные сети он использует, и далее получить конкретные данные из тех соцсетей, где его профиль публично открыт».

Эффективность работы системы, как говорит Шиянов, — контакты примерно 20–30 человек из ста. По его словам, объем продаж у его клиентов в среднем увеличивается на 30%.

Первым делом он предложил новую услугу своим старым знакомым. Первыми опробовали технологию строительная компания «Флагман» и форекс-брокер «Профит Групп». Затем подтянулись и другие — Тинькофф Банк, «ВымпелКом», Major, «Эльдорадо», холдинг Like и еще около 6,5 тыс. компаний. Евгений Расторгуев, директор по развитию «Академия трейдинга», говорит, что технология помогла теснее общаться с потенциальными клиентами. «Еще мы открыли для себя «Одноклассники», думали, что наши клиенты не пользуются этой соцсетью, но заблуждались», — говорит Расторгуев.

Сначала технология определяла только профили «ВКонтакте». Для ее развития и интеграции с другими открытыми источниками информации, соцсетями «Одноклассники», «Мой мир» и Facebook, нужны были инвестиции. В 2015 году Шиянов привлек 3 млн руб. в обмен на 49% компании.

Деньги дал бизнесмен Дмитрий Ордян. Он сначала опробовал технологию на своем строительном бизнесе, а затем стал совладельцем и финансовым директором WantResult. «Я понимал, что за технологией будущее», — говорит Ордян.

Законные споры

По словам юриста коллегии адвокатов «Новый Арбат» Алексея Пономарева, чтобы работать с персональными данными, нужно получить предварительное согласие человека на использование данных в коммерческих целях. Если же данные получены от третьих лиц, то компания обязана известить об этом пользователя.

«Но если вы сами создали аккаунт в соцсетях и там все о себе сообщили, то данные считаются открытыми, — признает Пономарев. — Однако организация, занимающаяся сбором подобной информации, все же признается оператором персональных данных, с вытекающими правовыми последствиями». По словам Максима Лагутина, основателя компаний Б-152 и SiteSecure, юридические лица, от имени которых Никита Шиянов предоставляет свои услуги, а именно ООО «ВонтРезалт» и ООО «ВонтРезалт Групп», не зарегистрированы в официальном Реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

Пока судебная практика в России по делам о защите персональных данных мала, а наказание незначительно. За нарушение порядка сбора, хранения, использования и распространения информации о гражданах юридическим лицам назначают штраф 5–10 тыс. руб. «Позиция Роскомнадзора по вопросу обработки пользовательских данных до конца не сформирована, но при проверках компаний тщательно изучают вопрос обработки пользовательских данных. Суды в этом плане могут себя повести как в случае с Linkedin и заблокировать сайт за то, что на нем нарушаются права субъектов персональных данных», — предупреждает Лагутин.

Замруководителя лаборатории компьютерной криминалистики Group-IB Сергей Никитин придерживается иного мнения: «Если человек публикует о себе данные в социальной сети и его страница доступна для всех желающих, то очевидно, что защищать их невозможно и данные являются открытыми. Публикуя любую информацию в сети, необходимо понимать, что ее могут использовать против вас». Например, автоугонщики ищут дорогие машины через Instagram, а «домушники» отслеживают в соцсетях, кто собирается в отпуск. На этом фоне телефонный спам не кажется серьезным правонарушением.

«Мы определяем не все данные подряд, а только те, которые попадают в категорию общедоступной информации», — уверяет Шиянов. По мнению его юристов, такая информация индексируется в поисковых системах и в соответствии с 152-ФЗ эти данные могут быть доступны неограниченному кругу лиц. К тому же информация в социальных сетях не всегда совпадает с реальными данными, ведь пользователь может представиться кем угодно.

Никита Шиянов (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Роскомнадзор, проверявший деятельность WantResult в 2015 году, прислал компании письмо (есть в распоряжении РБК), в котором говорится, что работа компании соответствует законодательству. «Зарегистрировавшись в социальной сети «ВКонтакте», субъект персональных данных предоставляет доступ неограниченному кругу лиц к своим персональным данным и делает их общедоступными», — подтверждается в документе.

Однако летом 2016 года позиция ведомства изменилась. «Чтобы обрабатывать и тем более продавать персональные данные, даже выложенные в соцсетях, необходимо получить согласие граждан, — объяснил пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский, — В настоящий момент в отношении компании WantResult проводятся проверочные мероприятия. Если подтвердится факт незаконной деятельности по обработке персональных данных, Роскомнадзор будет добиваться блокировки сайта компании в судебном порядке».

Запасной план

Идентификационный маркетинг оказался прибыльным бизнесом. В 2015 году компания Никиты и Дмитрия выручила 15,5 млн руб., в 2016 году — 74 млн руб., прибыль — 23 млн руб.

Стоимость услуг WantResult — от 5 тыс. до 100 тыс. руб. в месяц. Максимальный тарифный план включает в себя определение 50 тыс. профилей в соцсетях, анализ десяти сайтов, определение 1,5 тыс. телефонов, 10 тыс. адресов электронной почты.

С середины 2016 года Никита работает с иностранными компаниями. Доля зарубежных клиентов сейчас превышает 20%: около 1100 клиентов в СНГ, 200 в США и Канаде, 70 — в Румынии. Причем ценник для зарубежных клиентов в 2,5 раза выше.

Когда компания начинала работать, в штате было шесть специалистов, сейчас в головном офисе уже 62 человека. Также у WantResult 130 представительств по всему миру, которые работают по франшизе. Галина Васильева, генеральный директор ООО «Вэбсла» из Подмосковья, искала способ дешевого продвижения своего интернет-магазина детских товаров и наткнулась на рекламу WantResult. Идея торговать данными показалась ей заманчивой, особенно после того, как ей продемонстрировали технологию в действии. Она продала магазин, и последний год основное ее занятие — франшиза WantResult. Выручка ООО «Вэбсла» в 2016 году составила 3,5 млн руб., чистая прибыль — 1,4 млн руб., по словам предпринимательницы.

Как долго такой бизнес может расти? Никита Шиянов прекрасно осознает, что он не нравится агрегаторам данных и Роскомнадзор может запретить получать данные из открытых источников в любой момент. Поэтому его «план Б» уже в действии — Шиянов создает собственную базу пользователей, которая уже насчитывает 28 млн человек.

Pro
Большая игра: зачем развивать стартапы в структуре корпораций
Pro
Кто в IT может получать €5 тыс. в месяц, а кто не найдет работу
Pro
Все выводит из себя: почему мы злимся по пустякам и как это изменить
Pro
Серая футболка, Dior и костюм стюардессы: зачем миллиардеры так одеваются
Pro
Крипта «ракетит» после победы Трампа. Пробьет ли биткоин $100 тыс.
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Налоги в 2025 году: что важно знать инвесторам в акции, облигации, ПИФы
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже