Свое дело, 04 мая 2018, 21:00

Несломленный: как Роман Аранин строит бизнес в инвалидной коляске

В середине нулевых летчик по образованию и предприниматель по призванию Роман Аранин сломал позвоночник. Но это не помешало, а, наоборот, подтолкнуло его к тому, чтобы создать производство колясок-вездеходов для инвалидов
Читать в полной версии

Ваш браузер не поддерживает вставку видео

Видео: РБК

Роману Аранину, гендиректору компании Observer, 47 лет. Он передвигается на инвалидной коляске, которой управляет с помощью джойстика. Это средство передвижения предприниматель придумал сам, а друг помог спроектировать. Затем они наладили производство таких колясок-вездеходов Obserber в Калининграде. Несмотря на то что предприниматель не может ходить и даже печатать на клавиатуре, он работает по 14 часов в сутки и не жалуется на жизнь.

Принципы Романа Аранина

«Схема такая: человек сломался, завтра ушла жена, послезавтра кончились деньги, потом партнеры по бизнесу кинули. И он остался на пятом этаже хрущевки со старенькой мамой. Это типовая история».

«Когда у нас, наконец, появится средний класс, мелкий бизнес со своим мнением, который не спрашивает государство, как делать, который не говорит «дайте мне, дайте, вы обязаны», а который в состоянии принимать свои решения, сам что-то делать, вот тогда у нас все будет хорошо».

«Меня друзья-американцы научили. Если возникли какие-то сложности, то надо посмотреть на это как на приключение. В прошлой жизни все было легко. Мне перло… А потом бог сказал — а вот так слабо? Нет, не слабо».

«Когда ты делаешь что-то, что до тебя не делал никто, ты создаешь правила. Ты их диктуешь — должно быть вот так. А другие тебя должны догонять. Вот это кайф».

«[Моя история] воодушевит многих обычных людей. Если этот гаврик, полностью парализованный, который голосом печатает, смог, то и я смогу тоже... Надо не бояться, а делать. Можно сколько угодно стоять на берегу. Но пока не прыгнешь в воду, не поплывешь».

Роман Аранин — выпускник Харьковского военного авиационного училища летчиков им. С.И.Грицаева. Однако по специальности работал недолго, в 1990-е переехал в Калининград и занялся торговым бизнесом. Он успешно строил сеть магазинов сантехники и обоев, а параллельно увлекался экстремальными видами спорта — виндсерфингом и полетами на параплане. «Параплан по ощущениям сродни самому хорошему сексу», — признается в интервью РБК Аранин.

В 2004 году очередной полет закончился трагически — предприниматель упал с 30-метровой высоты. Он сломал шейный отдел позвоночника и оказался парализован — первое время мог двигать только глазами и мышцами лица. На реабилитацию ушло $350 тыс. и шесть лет. Аранин вновь научился разговаривать и частично управлять движением рук и пальцев.

Аранину потребовалась особенная инвалидная коляска, которой можно было бы управлять с помощью джойстика. «Вся индустрия заточена только под спинальников, у кого работают руки. А для людей, у которых только голова работает, нет ничего», — сетует он в интервью РБК.

Один из друзей предпринимателя — инженер Борис Ефимов (сейчас ему принадлежит 25% Observer, столько же у Натальи Губановой и оставшиеся 50% — у Аранина) помог в 2010 году сконструировать «Проходимца» — первую коляску, на которой Аранин смог передвигаться без посторонней помощи. Предприниматель решил присоединить к своей электроколяске гироскоп — устройство, которое приводит сиденье в горизонтальное положение, когда коляска едет по неровной поверхности. Широкие колеса и гироскоп придали коляске качества внедорожника.

Роман Аранин сначала заказал коляску для себя на одном из заводов Тайваня, а потом, когда видео с коляской появилось в интернете и посыпались запросы потенциальных клиентов, решил создать новый бизнес по производству и продаже колясок. В организацию небольшого производства в Калининграде в 2010 году он вложил €10 тыс. — эти деньги ему одолжили друзья-однокашники. Сейчас на производстве работают 25 человек, среди них восемь инвалидов-колясочников. К 2021 году Аранин рассчитывает открыть новую производственную площадку, которая сможет выпускать 2,5 тыс. электроколясок в год.

​По словам Аранина, 80% покупателей колясок сейчас — это инвалиды, которые живут на четвертом-пятом этаже хрущевок. В их домах нет лифта, поэтому Аранин снабдил свои коляски ступенькоходами. В 2016 году фабрика Аранина выпустила 60 таких колясок-вездеходов.

Рынок колясок

По официальным данным, в России живут 300 тыс. инвалидов-колясочников. Ежегодно государство обеспечивает колясками 149 тыс. инвалидов, подсчитали специалисты компании «Отто Бокк Мобилити». Самые распространенные коляски — это недорогие модели с ручным приводом, их около 120 тыс. штук, еще 15 тыс. штук — это детские инвалидные коляски, 10 тыс. штук — электроколяски и 4 тыс. штук — коляски активного типа для занятий спортом и путешествий.

По данным аналитической компании Tebiz Group, более 79% отечественного рынка колясок — это продукция зарубежных производителей. Лидером по импортным поставкам в 2016 году был Китай, на его долю приходилось 83%. Крупнейший импортер — Jiangsu Yuyue Medical Equipment & Supply с долей 19,2%. Однако благодаря девальвации рубля в конце 2014 года успешно развиваются и отечественные производители. Крупнейшие — «Отто Бокк Мобилити» из Тольятти, подмосковная «Инкар-М», московская «Катаржина» и др.

Стоимость коляски «Observer Максимус»​ — около 600 тыс. руб., но Observer продает и более простые и дешевые модели от других производителей — их стоимость начинается от нескольких десятков тысяч рублей. По идее, получить деньги на покупку коляски-вездехода Observer может любой инвалид, утверждает директор дистрибьюторской компании Wheelchairs Moscow Игорь Гаков. Для этого нужно, чтобы такое техническое средство было вписано в индивидуальную программу реабилитации. Но добиться этого непросто — нужно побороться с российской бюрократией.

Роман Аранин признает, что ему повезло. После того как он начал новый бизнес, электроколяски попали в федеральный перечень средств реабилитации инвалидов. И сейчас 90% выручки Observer приходится на государственный канал продаж: коляски покупает Фонд социального страхования либо инвалиды напрямую, но позже получают компенсацию от государства. Еще 5% приходится на обеспеченных инвалидов, которые платят из своего кармана, и 5% — на благотворительные фонды.

Аранин надеется наладить стабильный сбыт за рубежом — первые заказы были из Англии и Испании. Там проблема ступенек не так актуальна, как правило, коляски-вездеходы покупают для загородных прогулок.

Помимо бизнеса предприниматель занимается и социальными проектами — он учредил общественную организацию инвалидов «Ковчег» и три года входил в состав общественного совета при главе Калининграда, налаживая в городе безбарьерную среду. Например, он установил лифт-платформу в Музее янтаря и добился создания специального пляжа для инвалидов.

Взгляд со стороны

«Он не только занимается бизнесом, но и ставит вопрос: должно ли государство заботиться о таких людях?»

Игорь Гаков, директор дистрибьюторской компании Wheelchairs Moscow, руководитель проекта «Открытая планета»​

«То, что делает Роман Аранин, — это коляски для людей с очень большими ограничениями. И он, по сути, не только занимается бизнесом, но и ставит вопрос: должно ли государство заботиться о таких людях? Ведь такое может случиться с кем угодно. Он нам напоминает об этом. Люди, которые являются конечными потребителями продукции Аранина, с его помощью создали организацию, отстаивают свои права в Калининграде, исследуют город на предмет свободной, безбарьерной среды — я такую активность видел только в нескольких российских городах. Калининграду повезло, что Роман Аранин хочет и может уделять так много времени этой теме».

Поделиться впечатлениями о фильме вы можете в форме обратной связи.

Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать