70-летие Победы, 06 мая 2015, 15:48

Бизнес цвета хаки: как зарабатывают на продаже армейских принадлежностей

Накануне 70-летия Победы магазины с армейскими товарами испытывают небывалый наплыв клиентов. Часть магазинов продает «новодел», но все большую популярность приобретают более дорогие оригинальные армейские принадлежности
Читать в полной версии
Фото: ТАСС

​Праздник цвета хаки

«По ощущениям, спрос вырос в 10–20 раз по сравнению с прошлым годом», — рассказывает РБК владелец военторга «Барракуда» Андрей Запрягаев. Продажа армейской амуниции — сезонный бизнес, говорит он. «Самые горячие дни — с начала апреля по 9 мая, — рассказывает Запрягаев. — Но в этот сезон рост продаж начался еще в декабре, накануне Нового года». Самые популярные товары в «Барракуде» — пилотки, гимнастерки и галифе. Самые активные покупатели — музеи и дома культуры. «Около 40% товаров покупают для детей, 60% — для взрослых, — объясняет Запрягаев. — Их используют в театральных постановках, играх-реконструкциях. Да и те, кто покупает для себя, вряд ли будут в этом ходить по улице». Самые популярные товары «Барракуда» шьет сама на аутсорсинге. «Только 2-3% наших клиентов ищут что-то оригинальное, с армейского плеча, — говорит Запрягаев. — Вряд ли это приятно носить кем-то ношеную пилотку».

В этом владелец «Барракуды» не прав: продажа «ношеных пилоток» — отдельный бизнес. Сотрудник интернет-магазина «Милитарка.ру» Александр говорит, что спрос на оригинальные армейские принадлежности появился и стал расти несколько лет назад. По его словам, сейчас пилотки, ремни и фляжки из списанного армейского имущества интересуют 5–7%, и интернет-магазин даже открыл для них на своем сайте отдельный раздел.

Оригинальные армейские товары продаются не только в интернете. Например, на заправках сети АЗС «ЕКА» (97 точек в Москве и области) накануне Дня Победы появились специальные стенды, на которых продается ори​гинальная военная экипировка. Солдатскую шапку-ушанку, которую, судя по штампу, в 1983 году произвела слободская фабрика «Белка», можно купить за 333 руб., саперную лопатку 1985 года производства — за 741 руб., алюминиевый котелок с явными следами использования — за 990 руб., солдатский кожаный ремень со звездой на бляхе — за 993 руб. «Товар пользуется спросом, особенно пилотки, — говорит менеджер АЗС «ЕКА» на Ленинском проспекте. — У нас их уже все раскупили». В интернет-магазине АЗС «ЕКА» оригинальная пилотка стоит 334 руб., а со звездочкой — 728 руб. В ООО «ЕКА-АЗС», которое управляет сетью автозаправок, РБК продажи «армейских сувениров» прокомментировать не смогли.

Цифры

4 млрд руб. — объем выручки от продаж высвобожденного военного имущества с 2012 года

2,2 млн котелков и 1,6 млн фляг продало Минобороны с 2012 года

1140 единиц военной техники продаст Минобороны в июне 2015 года

Источник: Минобороны России

Как указано на этикетках, поставщик всех армейских товаров, продаваемых на автозаправках «ЕКА», — компания «Гарнизон», принадлежащая подмосковному предпринимателю Арсену Аракелову. Аракелов получил известность весной 2014 года, когда компания «Оборонсервис», прославившаяся в деле бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова и Евгении Васильевой, собиралась провести ребрендинг и сменить название на «Гарнизон», но не смогла: компания Аракелова не только носила такое же название, но и зарегистрировала одноименный товарный знак по 8 классам, в том числе «боеприпасы».

«Мы продаем оригинальные армейские вещи. Их видно по духу времени. Ткань другая, диагональная строчка, штамп ОТК и год выпуска, — говорит Аракелов. — Покупатели предпочитают оригинальные вещи, если по цене они не сильно дороже новодела». Пилотка со звездочкой на сайте «Гарнизона» стоит дешевле, чем на АЗС «ЕКА», — всего 600 руб. Запрягаев из «Барракуды» подтверждает, что для современных пилоток используется хлопково-полиэфирная ткань, тогда как в советское время они делались из чистого хлопка. «Сейчас это было бы слишком дорого», — отмечает он. На сайте «Барракуды» пилотка-новодел стоит 350 руб.

Каков объем рынка оригинальной армейской амуниции, никто из опрошенных РБК владельцев и сотрудников военторгов, сказать не смог. «Барракуда» Запрягаева в 2013 году, по данным «Контур.Фокус», получила выручку в 9,1 млн руб., причем более 3 млн руб. принес ей пошив сценических костюмов для Академического ансамбля песни и пляски им.Александрова. «Гарнизон» Аракелова заработал в 2013 году около 44 млн руб., почти не участвуя в выполнении госзаказа.

Откуда вещи?

Арсен Аракелов неохотно отвечает на вопрос, откуда у «Гарнизона» военная экипировка советских времен: «Их периодически списывает Минобороны, МЧС, Росрезерв», — говорит предприниматель. Пресс-секретарь Росрезерва Екатерина Бородай сообщила РБК, что ведомство не реализует вещевое имущество. В пресс-службе Минобороны РБК также сказали, что «до настоящего времени Департаментом имущественных отношений Минобороны России мероприятия по реализации вещевого имущества не осуществлялись». Исключение — бывшее в употреблении имущество продовольственной службы, которое Минобороны распродавало с 2012 года. Таким образом было продано 2,2 млн котелков, 1,6 млн фляг и 1,16 млн чехлов к ним, 245 тыс. мелких алюминиевых тарелок.

Еще одним крупным поставщиком товаров из армии в российские интернет-магазины в двух точках РБК назвали ООО «Конверсия-2» из подмосковного Нахабино. На сайте фирмы можно купить различное военное имущество, «снятое с хранения», от пилоток до костюмов химзащиты. Цены более доступные, чем в большинстве военторгов и на АЗС «ЕКА». Так, армейский ремень из искусственной кожи со звездой, который в 1976 году выпустила фабрика им. К.Маркса (Богородск, Тульская обл.), стоит всего 220 руб. «Это все вещи, списанные с хранения, которые 25 лет пролежали на складах, — пояснила сотрудница «Конверсии-2», отказавшаяся представиться. После вопроса о том, откуда у фирмы вещи, которые не продает Минобороны, она повесила трубку. Связаться в Владимиром Моториным, который, по данным ЕГРЮЛ, является владельцем и гендиректором «Конверсии-2», РБК не удалось.

Как меняются цены на армейские вещи

Ремень из кожзама со звездой на бляхе

220 руб. — 993 руб.

Котелок комбинированный из алюминия

312 руб. — 990 руб.

Фляга армейская в чехле

143 руб. — 319 руб.

Источник: данные компаний «Конверсия-2» , АЗС «ЕКА», «Гарнизон»

В 2013–2014 годах недвижимое имущество Минобороны продавал «Российский аукционный дом» (РАД) из Санкт-Петербурга. «На торги попадал в основном лом черных и цветных металлов — изношенная военная, инженерная, автомобильная техника из разных регионов страны, — рассказала руководитель отдела по работе со СМИ РАБ Алина Куберская. — В 2014 году мы провели 393 аукциона на сумму 1,12 млрд руб. Часть лотов уходила с превышением начальной цены». С прошлого года реализацией недвижимого имущества занялось «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны. На специальном сайте по проведению торгов есть информация о проведенных СТУИО 146 торгах на сумму около 1 млрд руб. Как и в случае с РАД, Минобороны продает только списанную военную технику и лом черных и цветных металлов. «Мы ни разу не продавали вещевое имущество», — заявил РБК начальник СТУИО Степан Матус.

Ближайшая крупная распродажа от Минобороны состоится 19 июня на территории Военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных сил «Патриот», который ведомство организует в Кубинке. По словам директора департамента имущественных отношений Минобороны Дмитрия Куракина, всего к продаже будет представлено 1140 единиц высвобождаемой военной техники. «Это грузовые автомобили, железнодорожная техника, краны и тягачи, прицепы и автоцистерны», — пояснил Куракин.

Несмотря на то что Минобороны отрицает факт продажи списанного вещевого имущества, в интернет-магазинах и военторгах, с которыми пообща​​​лся РБК, утверждают, что вещи у них оригинальные: «Подделывать такие недорогие вещи — бессмысленно». «А кто вам сказал, что это из запасов Минобороны России?» — подсказывает возможный ответ владелец военторга в Симферополе Владимир. Он продает в столице Крыма все те же советские пилотки, фляжки и ремни, а, узнав про спрос на его товар в России, недавно открыл интернет-магазин. «Когда склады украинской армии были закрыты? — задает он риторический вопрос. — В Россию много товаров поступало из бывших республик СССР, особенно из Средней Азии».

Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек