Свое дело, 07 июн 2017, 16:43

Что ни день — Instagram: как заработать на обучении блогерству

В декабре 2016 года Екатерина Бутко и Полина Бурашникова запустили сайт с обучающими гидами для Instagram-блогеров. За первый же месяц проект принес им 1 млн руб.
Читать в полной версии
(Фото: Элина Нахапетян)

Запущенная в 2010 году социальная сеть Instagram давно перестала быть просто приложением для обмена фотографиями и короткими видеозаписями, а превратилась в масштабную рекламную площадку. И ключевую роль на ней играют популярные блогеры. Именно к ним выстраиваются в очередь бренды, желающие продвигать в сети свою продукцию. «Поэтому людей, желающих стать блогерами, просто толпы», — говорит Екатерина Бутко. Решив сыграть на этом, она с подругой Полиной Бурашниковой запустила проект Instarguide — сайт с инструкциями по ведению аккаунта в Instagram. За первые же два дня работы сайта выручка составила 100 тыс. руб., а всего через месяц после запуска вышла на отметку 1 млн руб.

Корысти ради

К апрелю 2017 года ежемесячная аудитория Instagram по всему миру достигла 700 млн человек. На первом месте по доле трафика — США (17,12%), Россия — на втором (8,61%), на третьем — Бразилия (5,43%). Самые популярные русскоязычные аккаунты принадлежат Настасье Самбурской (7,6 млн подписчиков), Тимати (7,4 млн), Ксении Бородиной и Ольге Бузовой (по 7,1 млн). Платформа Influence.co приводит расценки на средний рекламный пост в США и России — $206 и $135 соответственно. Гонорары звезд намного выше: по данным биржи рекламных кампаний Labelup.ru, стоимость рекламного поста у Самбурской, Бородиной и Бузовой начинается от 202,5 тыс. руб.

На заре блогосферы

25-летняя Екатерина Бутко признается, что не помнит, когда последний раз сама покупала себе одежду, платила за услуги в салонах красоты и за проживание в отелях. Все это она получает от компаний бесплатно — за то, что упоминает их в своем аккаунте в Instagram.

В 2010 году, когда девушке было 18 лет, она создала свой первый блог на платформе Blogspot, где стала писать о моде, культуре и своих путешествиях. Таких блогов в Рунете на тот момент почти не было, и о ней написали в журнале Grazia, благодаря чему число подписчиков выросло до нескольких сотен.

Тогда же Екатерина получила небольшой опыт электронной коммерции. Она попала в ДТП, разбила свою машину и чужую. На ремонт пришлось занимать у родителей. Чтобы вернуть долг, девушка и ее молодой человек заручились помощью родственника, занимающегося поставками часов популярных брендов, и создали интернет-магазин milkwatch.ru. Первые клиенты пришли из блога и соцсетей. За год на магазине удалось заработать около 800 тыс. руб. и вернуть деньги родителям, уверяет Екатерина.

Позже она запустила еще один интернет-магазин, торгующий винтажной одеждой, к которой питала настоящую страсть: ездила в Германию, Нидерланды и США, искала редкие вещи и вручную их реставрировала. И снова первыми клиентами нового магазина стали читатели ее блога. Магазин thekateshop.com быстро набрал популярность и стал приносить 80–100 тыс. руб. прибыли в месяц. «Мне был 21 год, и для меня это был хороший доход», — говорит Екатерина.

Фото: Элина Нахапетян

Из Европы с Instagram

Важным этапом в карьере блогера Бутко стала учеба по обмену в университете Миссисипи, куда Екатерина отправилась в 2012 году: теперь она рассказывала своим читателям, каково это — быть студентом за границей. Она завела аккаунт в новом сервисе Instagram.

Подруга Екатерины, студентка факультета государственного управления МГУ 25-летняя Полина Бурашникова в то же самое время отправилась учиться в Амстердам. Она выкладывала в Instagram красивые фотографии города с небольшими заметками о том, где можно позавтракать или прогуляться. «Полина была одной из первых, кто в кафе вставал на стул и делал фото еды, — вспоминает Бутко. — В какой-то момент администрация Instagram заметила ее страницу и добавила в рекомендованные аккаунты». Именно Бурашникова, число подписчиков которой быстро достигло 25 тыс. подписчиков, объяснила Бутко: если следить за качеством фото и правильно общаться с аудиторией, раскрутить аккаунт в этой сети ничего не стоит.

Когда Екатерина вернулась в Москву, то решила закрыть винтажный магазин. «Интересно было посмотреть, что такое настоящий бизнес», — признается она. Через общих друзей она познакомилась с Алеко Илиопуло, основателем обувного магазина Porta9 и марки обуви Portal, сыном одного из основателей обувной сети «Эконика» Андрея Илиопуло. ​Алеко предложил Бутко стать креативным директором своих магазинов. «Для Porta9 мы придумали Instagram-аккаунт, где вовлекали подписчиков во все этапы создания магазина — от выбора обуви до создания интерьера. Задача была в том, чтобы превратить подписчиков в клиентов», — вспоминает Бутко.

В течение полугода аккаунт набрал около 10 тыс. фолловеров, а к открытию магазина в него хлынули толпы. «У нас все скупили, успех был грандиозный, — вспоминает Екатерина. — Тогда я поняла, что Social Media Marketing — это тема».

Прибыльный блог

По мере того как увеличивалась аудитория аккаунтов Porta9 и Portal, росла и аудитория личных аккаунтов Екатерины. «Я начала писать брендам, которые были мне интересны: присылала им цифры по моим проектам и предлагала работать по бартеру: вы мне брендовую вещь в подарок, а я фотографируюсь в ней и выкладываю у себя», — рассказывает Бутко. Кто-то не откликался, но многие соглашались.

Когда появилось мобильное приложение Periscope, Екатерина начала делать видеотрансляции, в которых рассказывала о секретах продвижения в соцсетях. «К каждой трансляции я делала план, а после появления ролика делала опросы. Благодаря Periscope я поняла, что такое контакт с аудиторией, — уверяет Екатерина. — Я говорила, что хочу похудеть, и подписчицы приносили мне в магазин апельсины». Трансляции в Periscope помогали расти ее аудитории в Instagram, которая к 2016 году достигла 30 тыс. человек. Теперь компании были уже готовы платить за посты, и блог приносил девушке около 40 тыс. руб. прибыли в месяц. На Екатерину обратили внимание представители бренда Swarovski Crystals, предложившие ей за несколько тысяч евро стать представителем бренда. Это был ее первый крупный контракт. Работу с брендом Бутко продолжает уже третий год.

В Амстердаме Instagram-движение развивалось еще быстрее, чем в России: к 2015 году у Бурашниковой было уже 50–60 тыс. подписчиков, благодаря которым она зарабатывала €1–3 тыс. в месяц. Первый крупный контракт на несколько тысяч евро Полина заключила с голландской железнодорожной линией NS. К весне 2016 года она успела поработать в отделе e-commerce бренда Tommy Hilfiger, менеджером по социальным медиа Benefit Cosmetics. Помимо этого Полина продвигала в своих постах такие бренды, как KLM, Starbucks, Pepe Jeans, Ing Bank.

Instagram в цифрах

11 млн лайков собрал самый популярный снимок в Instagram — фотография беременной певицы Бейонсе

121,9 млн подписчиков у певицы Селены Гомес

68% пользователей Instagram — женщины

50% пользователей соцсети подписаны на аккаунт хотя бы одного бренда

За $1 млрд Facebook приобрела Instagram в 2012 году

Источники: Websitebuilder.org, Statista и Omnicore

От практики к теории

Проработав в штате Porta9 и Portal почти два года, Екатерина решила уйти на вольные хлеба. «Я поняла, что мои идеи и время стоят дороже, чем может заплатить работодатель», — говорит она. Весной 2016 года Бутко и Бурашникова решили отметить 12-летие дружбы совместным проектом. «Нас часто спрашивали, как мы привлекаем аудиторию, как обрабатываем фотографии, — вспоминает Екатерина. — Мы подумали, почему бы не создать свод ответов на самые частые вопросы».

В июне девушки начали писать учебник, в котором изложили инструкции — как правильно вести персональный аккаунт и как бизнес-аккаунт. Часть книги решили посвятить обработке фотографий в Instagram. «У человека, который случайно попадает в твой аккаунт, есть несколько секунд, чтобы решить — подписаться на тебя или нет. И если цветовая гамма и сами фото его не привлекают, он не нажмет «подписаться», — объясняет Екатерина. Подруги решили сделать инструкции с несколькими видами обработок в разном стиле и цветовой гамме.

Осенью Бутко и Бурашникова закончили свой труд. Однако решили не связываться с издательствами, а продавать инструкции напрямую. С созданием сайта Instarguide, куда были выложены первые обучающие материалы, им помогли друзья из бюро Crosby Studios. Инвестиции в запуск составили €200, которые пошли на регистрацию ИП, годовую подписку на сайт-конструктор Tilda и подписку на интернет-помощник для создания магазина Ecwid. «В этой сфере мы были новичками и не знали, как все пойдет, поэтому хотели максимально сократить расходы, — говорит Екатерина. — Книгу в программе Indesign мне помогал верстать брат, а потом мы и сами научились в ней работать».

Сайт стартовал в декабре 2016 года. На нем за 1500 руб. можно скачать гид по созданию персональных аккаунтов, за 1800 руб. — гид для бизнес-аккаунтов, еще по 600 руб. стоят несколько гидов по обработке фотографий. Сайт должен все время обновляться, поэтому спустя какое-то время девушки решили постоянно добавлять инструкции по обработке фотографий от топовых блогеров и платить им 50% с продаж. Так появилось еще одно направление Instarguide — «обработки от блогеров». Сейчас в проекте участвуют уже более 20 блогеров.

«Если бы мне кто-то дал этот гид, когда я начинала пользоваться Instagram, я была бы очень благодарна. Любой человек может зарабатывать столько же, сколько средний москвич получает в месяц, только потому, что правильно оформил свой Instagram», — уверяет Бутко.

Фото: Элина Нахапетян

Миллион на Instagram

Первые клиенты пришли благодаря продвижению в личных аккаунтах. Отдельным каналом продвижения стали блогеры, чьи инструкции по обработке изображений партнеры стали размещать на сайте.

За первые же два дня выручка составила 100 тыс. руб. «Мы не были к такому готовы. Я думала, если мы сможем 60 тыс. руб. в месяц получать, будет отлично, — говорит Бутко. — Как сейчас помню 17 января — день, когда оборот Instarguide достиг 1 млн руб.». Подруги решили установить себе зарплату 100 тыс. руб. в месяц, а остальное тратить на развитие — привлекать новых блогеров и создавать новые инструкции.

Чтобы увеличить количество клиентов, Бутко и Бурашникова придумали конкурс: пользователи, купившие их гид, должны следовать всем инструкциям, и те, у кого аккаунт сильнее других поменяется в лучшую сторону, получали в подарок iPhone 7. За второе и третье места полагалось 30 тыс. и 20 тыс. руб. соответственно. «Поначалу отклик был очень пассивный. Я испугалась, что будет три человека, которых и придется назначить победителями. Но нам начали писать практически каждый день, — вспоминает Бутко. — Конкурс выиграла 20-летняя девочка из Минска. Ее аккаунт настолько изменился, что я не верила своим глазам».

На сегодняшний день гиды от Instarguide купили более 5 тыс. человек. Cпросом пользуются инструкции для ведения персональных аккаунтов и гиды от блогеров. Инструкцию для ведения бизнес-аккаунтов заказывают реже всего.

Но выбранная бизнес-модель не привязывает клиентов к сервису и не защищена от клонирования.«Вы платите 600 руб. и получаете pdf-файл на почту, — говорит Екатерина. — Конечно, там написано, что распространение и копирование файла пресекается законом, но некоторых это не пугает». Пираты покупают гиды и начинают их перепродавать. Несколько раз Instarguide безуспешно пытались взломать. «На сайт периодически поступают заказы о покупке всего, что есть на сайте. И мы знаем, что стоит скоро ожидать новых клонов», — говорит блогер.

Девушки решили бороться с атакой клонов запуском все новых проектов — они постоянно обновляют ассортимент инструкций с советами от популярных блогеров.​

Взгляд со стороны

«Нужно уметь производить популярный контент»

Ярослав Андреев, учредитель рекламного агентства Wildjam

«Первый раз вижу такой проект. Хорошо, когда базовые знания можно найти в одном месте. Но, конечно, далеко не каждый может стать популярным Instagram-блогером, начать зарабатывать на этом. Нужно уметь производить контент, который был бы популярным. Либо быть неординарной личностью, за которой интересно следить. Я сомневаюсь, что этому можно вот так просто научиться, прочитав гид».

«Волшебной кнопки не существует»

Михаил Карпушин, директор по маркетингу и продукту getblogger.ru

«За последние пять лет интерес рекламодателей к influencer marketing (продвижению через агентов влияния) вырос более чем в 50 раз, по данным Google Trends. Эта тема сейчас сверхпопулярна. Неудивительно, что на фоне такого возросшего спроса появляются люди, которые хотят его монетизировать.

Конечно, в реальности все далеко не так просто. Во-первых, на аккаунты создателей сервиса подписаны 120 тыс. и 200 тыс. человек, что не является огромным достижением. Аккаунты с такими показателями могут приносить максимум до 300 тыс. руб. в месяц, а обычно в разы меньше. Если хотя бы 5% их учеников смогут повторить такие результаты, то это уже будет большим достижением. Во-вторых, волшебной кнопки не существует. Нельзя разработать систему, которая приведет человека к популярности, для каждого блогера путь свой, и этому нельзя научить. Можно лишь выполнить комплекс мер, который увеличит шансы на известность. В-третьих, любой действительно популярный блогер подтвердит, что популярность — продукт ежедневной кропотливой работы с аудиторией и правильного использования трендов, это нужно чувствовать.

Для достижения серьезных финансовых результатов девушкам необходимо продавать дополнительные услуги, устраивать встречи, видеоконференции, продавать дорогой коучинг, то есть идти по пути классического инфобизнеса».

Pro
«Доллар вернется к ₽121». Почему падает рубль и что будет с инфляцией
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
У судей новая позиция по крупным сделкам. К чему готовиться компаниям
Pro
Топ-5 карьерных страхов. Как с ними бороться
Pro
Разоблачаем 6 мифов о Telegram: как найти свою аудиторию на платформе
Pro
Природа лишнего веса: кто виноват в цифрах на весах
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
От Мердока до Адани: как в крупных компаниях планируют передачу власти