Свое дело, 08 ноя 2016, 21:51

Плата за риск: сколько зарабатывают на трюках в кино

Проверенные друзья плюс любимое хобби — это формула успешного бизнеса для Тараса Кашинского. Постановка кинотрюков приносит его компании Action Unit миллионы рублей ежегодно
Читать в полной версии
(Фото: Олег Яковлев / РБК)

Тарас Кашинский с юности увлекался фехтованием и сумел превратить это хобби в бизнес. В послужном списке его компании Action Unit, которая занимается кинотрюками под ключ, — «Экипаж», «Сталинград», «Легенда №17» и десятки других. И хотя в России индустрия трюков и каскадеров строится в основном на личных знакомствах, грешит непрофессионализмом и демпингом, Action Unit удалось стать одним из крупнейших в стране игроков в этой области.

Свое, родное

Российское кинопроизводство на подъеме. По данным главы российского Фонда кино Антона Малышева, в 2014 году в России было выпущено 110 фильмов, в 2015-м —123, а в 2016 году ожидается выход 158 картин. Сборы от проката отечественных лент также растут: в 2015 году они составили 7,2 млрд руб., а за десять месяцев 2016-го  уже достигли 7 млрд руб. По словам генпродюсера кинокомпании «КиноКвант» Анны Крутовой, в 2016 году государство в 1,5 раза увеличило субсидии на кинопроизводство — они составили 5 млрд руб., при том что в 2014 и 2015 годах — около 3 млрд руб. Суммарные вложения в кинопроизводство в 2016 году оцениваются в 11 млрд руб. в год.

Тяга к экрану

Тарас Кашинский окончил международное отделение факультета журналистики МГУ. И в университете будущая специальность ему вполне нравилась — уже студентом он работал на телевидении, сотрудничая с «Останкино» и РТР. А вот однокурсник Тараса, Александр Самохвалов, уже тогда увлекся трюковым кино. И предлагал друзьям сниматься в любительских фильмах. Кашинский был не прочь. «Мы бегали с автоматами, играли в войнушку», — вспоминает он. Съемочным павильоном выступало главное здание МГУ, а натурные съемки проходили в Ботаническом саду при университете.

В конце 1990-х годов, после университета, пути друзей на некоторое время разошлись. Самохвалов стал профессиональным каскадером и постановщиком трюков. А Кашинский возделывал ниву журналистики. В 2000 году он переехал в Красноярск, где запустил ряд информационно-аналитических проектов, но через пять лет решил вернуться в Москву. Здесь и произошла очередная встреча бывших однокурсников. Как раз тогда Александру Самохвалову понадобилось поставить фехтовальную сцену для фильма «1814». Он вспомнил про старого друга и позвал того на съемки. В итоге Кашинский помогал тренировать актеров и ставить сцену дуэли.

Работа ему понравилась, тем более что Кашинский увлекался боевыми искусствами и не бросал фехтовать. Так и пошло — сперва ассистент постановщика трюков, затем стал ставить самостоятельно. Кашинского стали узнавать и приглашать в новые проекты.

В 2008 году он, Самохвалов и еще один их однокурсник Александр Дрожжин основали компанию Action Unit. Сейчас говорят, что просто ради упорядочения организационных и финансовых вопросов, чтобы не отвлекаться на оформление бумаг во время съемок. Стартовые вложения составили всего 160 тыс. руб. личных средств основателей. Из них 50 тыс. руб. пошли на создание сайта, 60 тыс. руб. — на кепки, футболки и прочую одежду с символикой, 10 тыс. руб. — на рекламу и 40 тыс. руб. — на оборудование.

По словам Кашинского, вложения окупились через полгода.

10 тыс. руб. — средняя стоимость смены каскадера в России

35–50 тыс. руб. получает постановщик трюков за съемочный день в России

60–70 смен в среднем занимает съемка полнометражного фильма жанра экшен

Около $24 млн собрал самый успешный отечественный фильм 2016 года «Экипаж» (реж. Николай Лебедев)

Тесная площадка

Постановками трюков в России занимаются агентства 3xt, Nominus Media, Stunt Space, а также Ассоциация каскадеров России и Гильдия каскадеров. «Это очень нишевой бизнес. Профессиональное сообщество узкое, и все друг о друге знают. Так и живут внутри профессионального поля», — говорит конкурент Кашинского, представитель студии 3xt, пожелавший не называть свое имя.

С момента основания команда Action Unit участвовала в трех проектах ежегодно минимум. 2013–2014 годы оказались еще более удачными — компания ставила трюки в семи и пяти фильмах соответственно. В том же 2014 году компания показала рекордную выручку — 15,6 млн руб. (прибыль 629 тыс. руб.), 2015 год оказался менее хлебным — 9,1 млн руб. (убыток 426 тыс. руб.). «Это бизнес для фанатов, огромных денег не заработаешь, только море удовольствия и зарплату», — смеется Тарас. По его словам, маржа Action Unit — 10%, но значительная часть прибыли уходит на закупку нового оборудования.

Чтобы добиться успеха, у постановщика трюков должно быть все в порядке с репутацией, портфолио и расценками. С репутацией и портфолио все понятно: если постановщиком трюков оказываются довольны, то зовут на новые проекты. В результате прирастает и то и другое. И, например, со студией Никиты Михалкова «Тритэ» Action Unit сотрудничает постоянно с 2012 года, когда был реализован их первый совместный проект.

​Что же касается расценок, тот тут основатели Action Unit поначалу обожглись, установив их в 1,5 раза выше рынка. Мотивировали тем, что агентство гарантирует качество и безопасность. Но когда работы в Action Unit не было, его же каскадеры на других проектах соглашались работать за меньшие деньги. «Продюсеры этому, мягко говоря, удивлялись, мы теряли клиентов», — вспоминает Кашинский. В итоге снизили цены до среднерыночных.

Также со временем отказались от идеи ​собрать пул штатных каскадеров и работать только с ним. Пришло понимание, что кино — это проектная работа, в которой сложно гарантировать стабильный заработок. В некоторых картинах, даже если приглашают постановщика, каскадеры не нужны или работы для них немного.

Сейчас в базе каскадеров Action Unit около 50 человек, и это позволяет привлекать нужных для конкретных проектов специалистов. Самые востребованные и универсальные каскадеры в месяц могут сниматься в шести проектах одновременно.

Сооснователь компании Action Unit Тарас Кашинский (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Трюковая экономика

Трюки — это не только эффектные взрывы, драки и перестрелки. Это и такие банальные вроде бы вещи, как пощечина, падение или прыжок. Так что работа для постановщика трюков найдется в любой картине. Другое дело, какой будет бюджет. В картинах жанра экшен трюки занимают до 20% экранного времени, а бюджет проекта доходит до 3–4 млн руб. По словам Кашинского, редко бывают проекты, которые стоят меньше 1,5 млн руб. Удачным Кашинский называет проект с бюджетом 8 млн руб.

В среднем съемка полнометражного фильма занимает 60 съемочных дней. С учетом выходных и перерывов съемки иногда растягиваются на три месяца. На трюки обычно уходит 10–20 дней, плюс несколько месяцев уходит на подготовку. А, например, несложную драку можно подготовить и за три дня.

Обычно около 10% бюджета большого проекта идет на аренду помещения для тренировок, оборудования, еще 10% — на организационные расходы компании. Все остальное — ФОТ постановщиков трюков и каскадеров. Почти каждый каскадер — индивидуальный предприниматель, при полной загрузке он получает около 100 тыс. руб. за проект.

Смена профессионального каскадера стоит около 10 тыс. руб., доплата за сложность — от 20 тыс. до 50 тыс. руб. «Есть минимальная ставка каскадера. Можешь весь день давать пощечину и весь день драться — цена одна. Но есть трюки, которые дороже в разы обычной смены каскадера. Это, например, горение человека, сбивание автомобилем, автоперевороты, аварии, высотные падения и тому подобное. Тут идет полный расчет: от количества дублей, высоты падения, количества технических и страхующих каскадеров, используемого оборудования для подготовки и исполнения трюка», — комментирует Руслан Хазиев, постановщик трюков, член Ассоциации и профсоюза каскадеров.

Смена постановщика трюков обходится в 35–50 тыс. руб. Их основная задача — вписывать трюки в фильм так, чтобы постановка не бросалась в глаза. Поэтому несложные исполняют сами актеры, а некоторые трюки идут фоном. «Если я вижу трюк, то я не возьму этот кадр в монтаж. Я хочу, чтобы это была жизнь, чтобы все было уместно, поддерживало и рассказывало историю», — говорит режиссер фильма «Экипаж» Николай Лебедев. Трюк не должен быть красивым или эффектным, он должен прежде всего соответствовать режиссерской задаче.

С некоторыми трюками справятся даже дети. Так, на съемки фильма «Экипаж» Кашинский позвал своего восьмилетнего сына. Самым сложным трюком в своей практике Кашинский считает сцену в фильме «Легенда №17», когда герои с одной градирни перелезают на другую. Сцена снималась зимой на высоте 56 м. Между градирнями была натянута веревка. Актеров поднимали наверх, они отыгрывали начало сцены. Дальше их заменяли дублеры.

«Этот кадр в принципе запросто можно было бы сделать с помощью компьютерной графики. Никто не верит, что это было снято на натуре. Но режиссер любит, чтобы в кадре все было по-настоящему. Данила Козловский с коллегой там, конечно, натерпелись страху!» — вспоминает Кашинский. Впрочем, актеру запомнилось другое. «Action Unit — это команда, в работе с которой чувствуешь себя в безопасности. Мне кажется, что один из принципиальных и важных факторов для артиста, чтобы ты чувствовал себя безопасно в работе с трюками и там, где есть какая-то угроза твоему здоровью», — говорит Данила Козловский.

Примерно 60% всех трюков выполняют каскадеры, но многое после репетиций стараются делать сами актеры. Например, в драке актер делает основную работу, а жесткие элементы вроде падения исполняет дублер. Если есть малейшая опасность для актера, то трюк выполняет каскадер. Некоторые каскадеры становятся актерами и получают небольшие роли. При этом каскадеры также имеют право отказаться от выполнения трюка без потери гонорара. «Мы верим в интуицию и приглашаем профессиональных людей. Если человек не готов, мы считаем, что стоит остановиться, что это предчувствие. В целом каскадеры чуть более суеверны, чем парикмахеры, потому что работа связана с повышенной опасностью», — говорит Кашинский.

Расширенное предложение

Как выделиться на небольшом рынке, где цены у всех примерно одинаковые, а в съемках все чаще используются компьютерные технологии? «Основная особенность нашего агентства — мы предлагаем готовые решения под ключ, — говорит Тарас Кашинский. — Даже у драки должна быть своя драматургия — завязка, кульминация и развязка». Например, в ходе работы над российским сериалом «Шерлок Холмс» («Централ партнершип») Кашинский для сцены драки у водопада придумал, что на Холмсе должна быть скрытая под одеждой кольчуга. Так что, когда профессор Мориарти бьет сыщика ножом, это еще не финал.

Поэтому компания предпочитает работать на больших проектах и старается не совмещать работу над несколькими картинами. Кроме того, Кашинский убежден, что технологии полностью не заменят живых людей никогда, так как живую пластику и энергетику на компьютере пока не создать.

«Пока что-то снимают, всегда будут каскадеры, будут трюки. Но каскадеров никогда не было и не будет много. Это ограниченный круг людей, куда не каждый может попасть и которых никогда не заменит компьютерная графика. К тому же в России графика очень дорогая и очень мало специалистов в этой области, поэтому пока мы не переживаем за то, что нас заменят компьютеры», — соглашается Руслан Хазиев.

Тем не менее Action Unit осваивает и другие площадки, помимо съемочной. Так, она тренирует силовые структуры, например МЧС, — готовит курсы, квесты и тренинги по работе в экстренных ситуациях, зонах конфликтов и террористических действий. Такая тренировка стоит примерно 300 тыс. руб. (в расчете на группу в несколько десятков человек), что позволяет каскадерам Action Unit подрабатывать в свободное от кино время.

Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
Где работать продакту, чтобы получать ₽300 тыс.: корпорация или стартап
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Как добиться разморозки активов в Euroclear и Clearstream: главные нюансы
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Цепочки разорваны, сроки нарушены: наводим порядок в поставках
Pro
Сможет ли Sequoia Capital выжить на новом венчурном рынке — The Economist
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США