Свое дело, 10 апр 2015, 00:25

«Бременский музыкант»: как немец заработал $1,5 млрд на концертах

Немецкий бизнесмен Клаус-Петер Шуленберг со студенческих лет занимался организацией концертов в городках Северной Германии. В XXI веке его хобби превратилось в публичную корпорацию, принесшую Шуленбергу первый миллиард
Читать в полной версии
(Фото: AP)

​В марте 2015 года Клаус-Петер Шуленберг вошел в число 290 новичков ежегодного списка миллиардеров по версии Forbes. На 2 марта издание оценивало состояние немца на уровне $1,5 млрд. Месяц спустя счетчик Forbes «в реальном времени» говорит уже о $1,64 млрд, что соответствует примерно €1,5 млрд. Состояние Шуленберга — производная от курса акций CTS Eventim — компании, которую он основал и превратил в ведущего игрока на рынке тикетинга. На 9 апреля рыночная капитализация фирмы на Франкфуртской бирже составляет €2,94​ млрд. Контрольный пакет в 50,2% акций принадлежит Шуленбергу, остальные бумаги находятся в свободном обращении, за исключением небольшой доли в 8 тыс. акций (0,008%) во владении операционного директора Александра Руоффа.

Международная корпорация, главным акционером и председателем правления которой является Шуленберг, стала результатом двух увлечений его юности — музыки и предпринимательства. Бизнесмен родился в 1952 году в ФРГ в семье коммерсанта из вестфальского городка Липпштадт. Его школьные годы пришлись на середину 1960-х годов — начало массовой популярности рок-музыки и авторской песни. В это время Шуленберг с приятелями организовал небольшой ансамбль, но позднее все же решил сконцентрироваться на учебе.

В 2003 году в интервью немецкой Handelsblatt Шуленберг признавался, что в то время действительно решил избрать для себя деловую карьеру. Он поступил в Бременский университет, где начал изучать юриспруденцию и науку об организации производства. По окончании университета молодой немец видел себя корпоративным юрисконсультом. «Но затем внезапно появился этот парень с губной гармошкой, — вспоминает Шуленберг, — прямо с какой-то сцены недалеко от города Минден».

Этим парнем оказался молодой певец Бернд Клювер. Услышав в 1971 году его выступление, Шуленберг решил организовать ему несколько концертов, в надежде, что рано или поздно талант Клювера «выстрелит». Так и произошло: через пару лет певец выпустил дебютную пластинку «Парень с губной гармошкой», которая полгода держалась на первом месте в хит-парадах Швейцарии и ФРГ. К 1980-м годам Клювер стал одним из ведущих исполнителей немецких шлягеров.

Деловая жилка

По тогдашним западногерманским законам 19-летний Шуленберг был еще несовершеннолетним, поэтому контракт с Клювером подписывал его отец. Тем не менее свою долю от проданных билетов молодой бизнесмен получил, и в 1973 году, едва достигнув совершеннолетия, вложил эти средства в собственную компанию. Учебу в университете он к тому моменту забросил.

Первым крупным контрактом Шуленберга стал концерт британской группы Rolling Stones в Бремене в 1977 году. В организационных вопросах бизнесмену помогал известный немецкий концертмейстер Фриц Рау. Начало представления было запланировано на 20 часов, но музыканты прибыли в гримерные лишь в 22:30. Все билеты были раскуплены, и толпа поклонников в зале бушевала, но в конечном итоге британцы вышли на сцену, и концерт удался.

Примерно в то же время Шуленберг, вероятно вспоминая лекции по организации производства, загорелся идеей создания единого диверсифицированного бизнеса. Он организовал группу компаний KPS (названную по первым буквам его имени) и занялся скупкой различных компаний. Первым элементом структуры KPS в 1979 году стало концертное бюро, год спустя он приобрел несколько выставочных площадок, позднее в KPS появился собственный кол-центр и даже региональная газета Weser Report.

Но главным приобретением Шуленберга, которое формально не входит в группу KPS, стало агентство по продаже билетов Computer Ticket Service (CTS). Фирма была основана в Мюнхене в 1989 году несколькими влиятельными концертмейстерами: Мареком Либербергом, Матиасом Хоффманном и другими. В 1997 году Шуленберг выкупает их доли в предприятии и начинает перестройку убыточной на тот момент фирмы.

Человек Старого Света

Как отмечает Die Welt, быстрое развитие компании и последующий удачный выход на биржу отражает сдвиг в музыкальной индустрии, в который повезло влиться Шуленбургу. Дело в том, что как раз с конца 1990-х годов концерты и представления стали вытеснять продажу альбомов как основной источник доходов в отрасли. В 2012 году PricewaterhouseCoopers прогнозировал, что к 2017 году продажи музыки во всем мире на звуконосителях упадут до $23 млрд, а выручка от продажи билетов на выступления живьем вырастет до $31 млрд.

В 1999 году CTS впервые вышла за пределы Германии и купила 75% австрийского предприятия Ticket-Express. В начале следующего года компания Шуленберга была переименована в CTS Eventim и сразу же вышла на Франкфуртскую биржу. От продажи акций Шуленберг выручил порядка $65 млн. Все эти 15 лет бумаги фирмы входили в индекс SDAX, составляемый из 50 немецких фирм со средней капитализацией. С апреля 2015 года акции компании торгуются на уровень выше — в списке индекса MDAX. В нем CTS Eventim заняла место туроператора TUI, который в марте объявил о намерении провести делистинг.

Рынок впечатлений

Компания Клауса-Петера Шуленберга CTS Eventim работает по двум основным направлениям: организация представлений и собственно продажа билетов. По данным немецкого исследовательского института GfK, в 2013 году в одной только Германии выручка в сегменте представлений составила €3,82 млрд. За тот же год общая выручка CTS Eventim по всем странам присутствия выросла на 20%, до €628,3 млн. В 2014 году выручка концерна составила уже €690,3 млн, из которых €319,2 млн приходилось на сегмент продажи билетов, остальные €371,1 млн — на организацию мероприятий.

Продажами билетов занимаются дочерние компании CTS Eventim в 21 европейской стране. Австрийское отделение является первым и одним из важнейших в структуре концерна: в 2014 году оно продало свыше 10 млн билетов — около 10% от общего количества реализованных концерном Шуленберга. Кроме того, австрийская «дочка» организовала четверть из 200 тыс. мероприятий, которыми в прошлом году занимался концерн. В России немецкая фирма представлена порталом Parter.ru, который вошел в империю CTS Eventim в 2006 году.

В ходе строительства своей империи Шуленберг столкнулся с желанием американских корпораций получить свою долю «европейского пирога». Основной «партнер-конкурент» CTS Eventim на европейском рынке — калифорнийская корпорация Live Nation. В 2007 году две фирмы подписали договор о сотрудничестве на десять лет. По нему американцы могли использовать интернет-технологии CTS Eventim по продаже билетов, а компания Шуленберга — работать в различных странах Европы, где присутствует Live Nation. «Мы заключили эксклюзивное соглашение с Live Nation, по которому можем начинать работу в некоторых странах, не покупая там местных предприятий», — говорил Шуленберг еженедельнику Wirtschafts Woche весной 2010 года.

За несколько месяцев до этого Live Nation объявила о слиянии с американской Ticketmaster. Тем самым Live Nation заполучила в своей структуре собственную компанию по распространению билетов и более не нуждалась в услугах CTS Eventim. Контракт с немцами действительно был скоро разорван. В ответ Шуленберг подал жалобу в Международный арбитражный суд в Париже (ICC International Court of Arbitration), однако в июне 2013 года суд вынес решение в пользу Live Nation, освободив ее от любой ответственности перед CTS Eventim. По оценкам экспертов Stifel Nicolaus, в противном случае неустойка могла составить до $210 млн.

По времени судебное решение совпало с другой новостью, на этот раз приятной для Шуленберга. В конце июня Bloomberg объявило, что немецкий бизнесмен впервые для себя стал долларовым миллиардером. Этому помогли, во-первых, высокие продажи билетов на турне группы Depeche Mode по Германии тем летом. Во-вторых, Шуленбергу помогла Олимпиада в Сочи: незадолго до того структуры CTS Eventim получили эксклюзивное право распространения билетов на зимние Игры 2014 года.

Положение компании нередко вызывает вопросы антитрастовых регуляторов. Последний подобный случай произошел в феврале 2015 года. Тогда СМИ сообщили о проверке CTS Eventim Федеральным управлением по картелям — немецкой антимонопольной службой. Проверка началась еще в ноябре и касается «некоторых деловых практик», применяемых компанией.

В то же время фирма Шуленберга делает шаги по расширению бизнеса за пределы европейской «вотчины»: этой осенью она была утверждена официальным дилером билетов на летнюю Олимпиаду 2016 года в Бразилии. До прошлогодних Игр в Сочи позицию эксклюзивного распространителя билетов на олимпийские представления занимала конкурирующая Ticketmaster. Несмотря на то что международная корпорация Шуленберга базируется в Мюнхене, сам бизнесмен по-прежнему проводит большую часть времени в Бремене, на берегу Северного моря, где началась его музыкальная и де​ловая карьера.

CTS Eventim в цифрах

В $1,64 млрд оценивал состояние Клауса-Петера Шуленберга журнал Forbes по состоянию на 9 апреля 2015 года

24 млн немецких марок составила выручка CTS в 1997 году

Более 20 тыс. точек продажи билетов сотрудничают с CTS Eventim в Европе

€3,5 млн Шуленберг заработал на чемпионате мира по футболу 2006 года в ФРГ

На 40% за полгода подорожали акции CTS Eventim после объявления фирмы официальным партнером Олимпиады в Сочи

Источники: Die Welt, Forbes, Handelsblatt, Statista, Weser Kurier, 
данные компании

Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Атака на рассвете: почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе