Морские гномы: как российские ученые зарабатывают на подводных роботах
Инженерам Института океанологии РАН удалось коммерциализировать морских роботов, созданных под научные задачи института. За последние 15 лет они продали свыше 500 аппаратов, которые используются в океанариуме Монако, дайверами США и Норвегии, а также при обследовании состояния плотин, трубопроводов и затонувших кораблей. В 2013 году две компании, созданные сотрудниками института для продажи подводных роботов, получили выручку в 40 млн руб.
Как родился «Гном»
Запрос на создание дистанционно-управляемых подводных необитаемых аппаратов (ROV, remotely operated vehicle) возник во второй половине XX века как для научных, так и для военных и коммерческих потребностей. До 1990-х годов большинство ROV весили сотни килограммов и стоили сотни тысяч долларов, не отличались компактностью и маневренностью, что затрудняло их использование при исследовании и обслуживании труднодоступных объектов. В 1994 году под руководством замдиректора Института океанологии Льва Утякова началась разработка мини-ROV. К тому времени в институте уже существовали своя техническая школа и инженеры, благодаря разработкам которых еще в 1954 году был создан первый в мире автоматический аппарат для подводной глубинной фотосъемки.
Под руководством Утякова видеокамера Sony была помещена в алюминиевый корпус, к нему прикрепили светодиодные осветители, несколько электромоторов и кабель (для электропитания и трансляции видео, а также передачи аппарату команд от оператора на корабле). Для управления аппаратом на поверхности используется джойстик, а для просмотра и записи видеосигнала с камеры – видеофон. Уже тогда в конструкции робота были применены уникальные технические решения: например, разработчики решили наматывать кабель на катушку, размещенную не на борту судна или на берегу, а закрепленную позади самого аппарата – так прибор стал тратить меньше энергии на разматывание кабеля.
Цифры «Гнома»
300 мини-ROV продаются в год по всему миру
500 аппаратов продал «Индэл-Партнер» с момента своего создания
$5 тыс. – стоимость ROV «Гном baby» у дилеров
60–70 аппаратов ежегодно продают «Индэл-Партнер» и «Подводная робототехника»
40 млн руб. – выручка компаний «Индэл-Партнер» и «Подводная робототехника» в 2013 году
2,8 млн руб.– чистая прибыль компаний «Индэл-Партнер» и «Подводная робототехника» в 2013 году
Источник: «Индэл-Партнер», «Подводная робототехника», Advanced Diving Technology
В 1998 году сотрудники Института океанологии представили свое устройство, которое из-за миниатюрных размеров получило название «Гном», на конференции в США. К тому времени «Гном» мог погружаться на глубину до 100 м, был оснащен четырьмя видеокамерами и поддерживал связь с поверхностью по кабелю толщиной всего 3 мм (обычно 8–10 мм). Проявленный к аппарату интерес убедил команду Утякова в коммерческой перспективности разработки. В 1999 году на «Гном» был получен патент, а в 2001 году создано ООО «Индэл-Партнер», которое занялось коммерциализацией разработки. После смерти Утякова в 2002 году работы над мини-ROV продолжил завлабораторией подводной видеотехники института Борис Розман, который возглавил ООО «Индэл-Партнер». В 2012 году была создана компания «Подводная робототехника», главной задачей которой стало развитие продаж ROV в России и за границей.
К 2005 году компания «Индэл-Партнер» вышла на продажи 10–15 аппаратов в год. Большая часть заказов поступала тогда из-за рубежа. Например, «Гномы» используются в океанариуме Монако и в подводном парке в одном из колледжей Хорватии. Самыми активными покупателями стали фермы по разведению рыб в Чили, в которых недорогие и легкие в управлении «Гномы» оказались очень кстати для осмотра садков.
По словам Розмана, поиск новых международных клиентов происходил на профессиональных выставках и через заключение дилерских контрактов с европейскими и американскими компаниями, продающими подводное оборудование (сейчас «Гномы» продают более десяти дилеров по всему миру).
Ким Воен, представитель норвежского дистрибьютора техники для подводной съемки Dacon AS, говорит, что у «Гномов» есть преимущества перед продукцией крупных американских конкурентов. «Seabotix и VideoRay – признанные бренды с огромным уровнем продаж, – говорит он в интервью РБК. – Российская компания поставляет продукцию, не уступающую более дорогим американским аналогам по своему качеству. Многие наши покупатели, особенно дайверы, предпочитают именно «Гномы». Прочная конструкция, меньшая цена и меньший вес – главные преимущества «Индэл-Партнера».
Как устроен мировой рынок мини-ROV
Дмитрий Шеховцев, совладелец и глава российской компании «Ровбилдер», оценивает мировой рынок мини-ROV в 200–300 аппаратов в год. Лидером рынка является американская VideoRay, на сайте которой утверждается, что с момента основания в 1999 году компания продала 2500 аппаратов. Стоимость мини-ROV колеблется в диапазоне от $5 тыс. до $50 тыс., она зависит от комплектации аппарата. Среди дайверов и хозяйств по аквакультуре, являющихся основными покупателями мини-ROV, наиболее популярны самые простые модели по цене до $10 тыс.
«Гномы» продаются не только за границу. Крупный покупатель – государство. Только в 2010–2013 годах «Индэл-Партнер» выиграл тендеров на 22,4 млн руб., крупнейшим из которых стал контракт с Минобрнауки на 15 млн руб.: на основе «Гнома» компания сделала комплекс для мониторинга подводных коммуникаций и трехмерной съемки донного рельефа. Созданный аппарат смог спускаться на 300 м, двигаться со скоростью 7,5 км/ч.
Большой спрос на «Гномов» предъявляет и МЧС. С их помощью спасатели обследуют затонувшие корабли и боеприпасы, контейнеры с радиоактивными отходами и другие потенциально опасные объекты в Балтийском, Черном, Карском и Японском морях. При поисково-спасательных работах главные преимущества «Гномов» в том, что для их работы достаточно яхты или катера и всего одного оператора. Ежегодно четыре специальных аппарата «Супер Гном Pro» поставляются для нужд ВМФ России.Во многих случаях «Гномы» заменяют водолазов и громоздкое оборудование, особенно там, где их использование чрезвычайно осложнено. Как рассказал РБК ведущий инженер лаборатории изучения ледового плавания Института Арктики и Антарктики Анатолий Клейн, «Гномы» позволяют исследовать подводные части торосов и айсбергов. «Особое внимание в экспедициях уделяется изучению ледовой экзарации – «пропахиванию» подводными частями ледяных образований поверхности дна, что важно при проектировании морских коммуникаций и слежения за состоянием уже проложенных, – отмечает Клейн. – Так как аппараты работают в тяжелых условиях, поломки могут быть часты – и, конечно, куда удобнее и дешевле покупать запчасти у российских разработчиков и везти робота на гарантийное обслуживание в Москву, а не отправлять в США или Европу». В частности, «Гномы» использовались в экспедициях «Кара-Зима-2013» и «Кара-Зима-2014», которые происходили при поддержке НК «Роснефть». «В общей сложности в 2013–2014 годах было осуществлено более 50 спусков подводного аппарата, получена принципиально новая информация по глубине килей торосов и айсбергов Карского, Лаптевых и Восточно-Сибирского морей», – сообщила пресс-служба нефтяной компании.
Четыре типа «Гномов»
Сейчас в продуктовой линейке «Индэл-Партнера» четыре аппарата. Самый маленький – «Гном baby» – опускается на глубину до 50 м, движется со скоростью до 3,7 км/ч и имеет массу всего 1,5 кг. По словам Бориса Розмана, этот аппарат является самым маленьким ROV в мире. Его цена на сайте глобального дилера «Индэл-Партнера» – компании Advanced Diving Technology – начинается от $5 тыс. Стандартный «Гном» стоит чуть более $10 тыс. и способен опускаться до 150 м, двигаться со скоростью до 5,1 км/ч при массе до 12 кг. «Super Гном» стоит уже свыше $21 тыс. и оснащен двумя вертикальными и четырьмя горизонтальными двигателями, двумя видеокамерами и манипулятором; крейсерская скорость – 7,2 км/ч, а масса превышает 25 кг. Самый продвинутый аппарат «Индэл-Партнера» – «Супер Гном Pro» – способен опускаться на глубину до 300 м и двигаться со скоростью около 7,4 км/ч; его цена начинается от $45 тыс., а масса превышает 70 кг. Все аппараты поставляются в составе системы – в нее входят также кабель, надводный блок с пультом оператора.
В рублях после девальвации «Гномы» сильно подешевели: например, «Гном baby», как указано на сайте «Индэл-Партнера», можно купить за 140 тыс. руб., то есть чуть больше $2 тыс.
В поисках инвестиций
Проблемы с сервисом решаются просто, рассказывает Розман: «Обычно наши инженеры выезжают к клиентам, чтобы ремонтировать аппарат на месте или забрать его – увезти весь комплект оборудования «Гнома» можно в двух обычных чемоданах». Несколько лет назад «Индэл-Партнер» нашел партнера в Словакии для организации сервиса в Европе и запуска сборочного производства «Гнома baby». «Мы хотим открыть полноценную производственную линию, но это невозможно сделать за счет только оборотных средств», – говорит Розман. В 2012 году «Индэл-Партнер» взял кредит на 7 млн руб. под 20% годовых, но этого оказалось недостаточно.
В прошлом году компания получила грант 7,9 млн руб. от фонда Бортника для расширения поставок за рубеж. «Главное конкурентное преимущество «Гномов» – это специальный тонкий кабель толщиной всего 3 мм вместо 8 мм у конкурентов, благодаря чему при погружении создается минимальный водяной «парус», препятствующий передвижению аппарата, а также оригинальная магнитная муфта, позволяющая избегать возрастания трения при погружении, – рассказал РБК представитель фонда Евгений Бидненко. – За счет использования композитных материалов для деталей корпуса аппарат весит меньше, что делает его более технологичным и дешевым».
Партнеры разошлись
После смерти Льва Утякова собранная им команда разработчиков распалась.
Инженер-электротехник Дмитрий Шеховцев покинул «Индэл-Партнер» и Институт океанологии в 2004 году. «Я хотел делать более крупные аппараты – весом до 50 кг, – объяснил он в интервью РБК. – Тогда как Борис Розман хотел сосредоточиться на самых маленьких». С 2007 года Шеховцев, по его словам, продал более 100 аппаратов собственного производства, большую часть – за пределы России. В России основными потребителями ROV остаются госструктуры. В 2014 году Шеховцев создал ООО «Подводно-технический центр «Ровбилдер» и выиграл тендер «Госакваспаса» на поставку трех ROV на сумму свыше 5,7 млн руб.
Еще один выходец из «Индэл-Партнера», Михаил Локтионов, создал собственную лабораторию подводной робототехники The Whale, в которой ведет работы над созданием аппаратов, способных погружаться на глубину до 2 км. «У нас есть прототип, – рассказал он РБК. – Сейчас мы ищем инвестиции в развитие проекта». По словам Локтионова, его лаборатория продает один-два аппарата в месяц.
Суммарная выручка «Индэл-Партнера» и «Подводной робототехники» в 2013 году составила 39,7 млн руб. от продажи 40 аппаратов, чистая прибыль – 2,8 млн руб. (данные СПАРК). По словам Розмана, в 2014 году выручка была 30–40 млн руб. Рентабельность продаж «Гнома baby» составляет 15–20%, а у более дорогих моделей достигает и 100%. Около 10–15% выручки компания зарабатывает на сервисных услугах (ремонты и обслуживание). Но этой выручки и чистой прибыли недостаточно, чтобы вести новые разработки. В планах компании – разработать многодвигательную модель с гидроакустическими приборами и локатором, двумя манипуляторами-«руками». Этот прибор, по планам «Индэл-Партнера», появится уже в 2015 году и будет стоить от 2 до 3 млн руб. Также в планах компании – оснастить пульты управления «Гномов» Wi-Fi модулями, чтобы за работой роботов мог следить не только оператор. Кроме того, сейчас разработчики «Индэл-Партнера» готовятся внедрить систему бортовой навигации для «Гномов» (она позволит аппарату двигаться в режиме автопилота), а также электронную платформу, благодаря которой можно будет оснастить «Гномы» большим числом датчиков. Благодаря ей устройство будет не только вести видеосъемку, но и замерять гидрофизические (температуру, плотность, соленость и т.д.) и гидрохимические (прозрачность, электропроводность, биогенные и органические вещества, растворенные газы и загрязняющие вещества и др.) показатели и передавать их по кабель-связке на пульт оператора.
Многие хотели бы приобрести сложные аппараты, оснащенные самой современной техникой, утверждает Розман, но перед покупкой все хотят посмотреть работающие образцы, провести тест-драйв – а на то, чтобы собрать их, закупив дорогую электронику и комплектующие, нужны большие деньги. Сейчас «Индэл-Партнер» ищет инвестиции в 80–100 млн руб., которые пойдут на разработку и создание сложных приборов, а также на выход с максимально компактными устройствами в массовый сегмент. По словам Розмана, если «Индэл-Партнеру» удастся сделать линейку хобби-моделей – для владельцев яхт, дайверов и других любителей подводной съемки, перед компанией может открыться огромный рынок, на котором сейчас господствует VideoRay.